Домой Развитие детей Физическое воспитание в детском саду

Физическое воспитание в детском саду

537
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Физическое развитие в детских садах является одним из важных направлений в развитии детей. Оно направляется на развитие защитных функций организма, координации движения, воспитывает привычку к ведению активного образа жизни и способствует развитию организованности малышей.

Физическое воспитание в детском саду

Задачи физического воспитания малышей определяются требованиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Однако организация работы по физическому воспитанию дошкольников нуждается в совершенствовании. Об этом свидетельствует наличие большого количества детей с дисгармоничным физическим развитием, а также с развитием основных движений и физических качеств. Имеется достаточно высокий процент детей, которые часто болеют респираторными инфекциями и имеют хронические болезни.

 Физическое воспитание в детском садуПроведение занятий по физическому воспитанию в детском саду

Пренебрежение физическим воспитанием ведет к низкой физической подготовке, снижению физической активности. Снижение физической активности на 30-50 процентов ведет к развитию гиподинамии, частым простудным заболеваниям. Неправильное построение программы физического воспитания в течение дня, пребывание малышей на свежем воздухе, сокращение времени занятия физкультурой, отсутствие режима, проведение походов за пределы детского садика, физкультурных перерывов между воспитанием, различных игровых программ негативно влияют на развитие детей.

В детских садах следует уделить  внимание организации физического воспитания, где было бы предусмотрено правильное построение и активизации подвижного  режима, предоставление ему оздоровительного направления, с надлежащим  медицинским и педагогическим контролем и надлежащими лечебно-профилактическими работами.
Основным уклоном  для развития в детских садах остается активный  режим, как незаменимая  целостность различных средств и организационных форм работы с детьми в достаточном объеме, рационально объединяемых и последовательно используемых в зависимости от возраста детей, места в режиме дня, сезона и тому подобное.
В рамках активного  режима в план ежедневных занятий  вносится время ежедневной  активности, рекомендованное для детей младшего  возраста, оно составляет 3-4 часа, для старших детей — 4-5 часов.

Уровень развития детей  зависит от многих факторов, таких как  умело составленный распорядок дня, который состоит из таких занятий как  гимнастика, игры с элементами спорта и туризма; оздоровительный фактор, состоящий из природных ресурсов как воздух, солнце, вода ; следующий фактор  это гигиена, в который входит обучение детей следить за своей одеждой, обувью, обучение режиму питания занятия и отдыха.  Весь этот комплекс работ должен проводиться  во всех детских садиках вместе с образовательным процессом. Образование и воспитание детей  должно состоять из определенных мероприятий. Каждое утро проводиться гимнастика, после дневного тихого часа также необходимо провести зарядку, организовывать походы за пределы детского садика. Проводить праздники с подвижными играми.

Продолжительность занятий

При составлении программы воспитания в детском садике физической культуре уделяется одно из важных мест. Согласно возрастным группам продолжительность занятия физкультурой для различного возраста разная.

Дети возрастом до трех  лет занимаются 15-20 минут, дети  четырех лет жизни 20-25 минут, дети  пяти лет — 25-30 минут, дети шести лет — 30- 35 минут. Такие занятия проводятся ежедневно  согласно расписанию, составленному для каждой возрастной группы.  Два раза в неделю проводятся занятия на свежем воздухе, на специальных детских площадках (в период с апреля по октябрь в надлежащих погодных условий, систематически). Также проведение занятий по физическому воспитанию необходимо обеспечить в течение года.

Продолжительность физических занятий во время прогулок такая же, как и занятий в зале, но при холодной погоде продолжительность  должна быть не более  5 мин. Чередование их проведения определяется различными факторами такими как: время года и  погода — детей одевают и обувают согласно времени года; присутствие надлежащего инвентаря и умение обращаться этим инвентарем.  Если в детском садике  проводятся занятия по плаванию  не чаще и не реже 1-2 раза в неделю (все зависит от возраста ребенка), то в день их проведения не планируются физкультурные занятия по расписанию и на прогулке.

С целью приучить детей к активному образу жизни,  как вариант физкультурных занятий на прогулках,  организуется детский туризм в форме прогулок-походов за пределы детского садика (пешком, на велосипедах, лыжах или санках), но только при наличии соответствующих природно-ландшафтных условий: леса, луга, поля, водоема, лесополосы, парка и др. Во время таких прогулок детей одевают в легкую, теплую и удобную одежду. Дети, проводя время в походах, знакомятся с окружающей средой, природой. Такие прогулки должны быть неотъемлемой частью жизни детского садика.

Основная цель прогулок-походов — оздоровление малышей, предотвращение гиподинамии, совершенствование двигательных навыков в естественных условиях и развитие физической выносливости. Они проводятся начиная со второй младшей группы,  их продолжительность составляет: во второй младшей группе — 15-20 мин; в средней группе — 20-25 мин; в старшей группе — 25-30 мин (в одну сторону).

Физическое воспитание в детском садуКак нужно проводить занятия по физическому воспитанию?

В программу детского сада для каждой группы вводятся игры и занятия, которые предусматривают самостоятельное  передвижение, при котором малыши обучаются самостоятельным движениям, совершенствуют основные движения. Такие игры и занятия могут проводиться каждый день утром  или между занятиями и после обеда.

Задача воспитателей — обеспечить контроль за детьми, и показывать детям, как должны выполнятся движения, также показывать новые движения. Занятия проводятся на специальных площадках, как в здании, так и на улице.
Во время самостоятельных занятий  воспитатели уделяют внимание  индивидуальным занятиям для малышей различных групп.

Учитывая ведущее значение игровой деятельности для личностного роста ребенка, двигательный режим в детском саду должен насыщаться подвижными играми. Предварительно воспитатели должны разучить с детьми игры, а уже затем использовать их в работе с детьми.

Для разного возраста малышей проводятся различные игровые занятия, для каждой группы выбирается время проведения этих занятий в течения дня.

Когда детей приводят в детский садик, проводят 1-2 игры малоподвижные и 1-2 игры средне подвижные.
Когда малышей выводят на свежий воздух, через 15 минут начинают проводить первую игру, затем проводят следующую игру, более спокойную. Вечером, ближе к 18 часам, проводят еще одну-две игры.

Выбор активных игр для детского сада

Все игры подбираются согласно возрасту детей по уровню физического развития. Эти игры должны развивать различные виды мышц и благотворно влиять на здоровье малышей.

Руководители детских садиков должны привлекать родителей к участию в образовательном процессе, оказывать посильную помощь в проведении соревнований, праздников физкультуры, недели здорового образа жизни.
Праздники физической культуры проводят 2-3 раза с детьми средней и старшей группы. При проведении праздников и соревнований должны участвовать все дети без исключений.

Дни здоровья организовываются с первой младшей группы один раз в месяц. Этот день насыщается разнообразными формами работы по физическому воспитанию.

Оригинальные комплексы физических упражнений и нетрадиционные формы реализации задач физического воспитания в детском саду: физкультурные занятия или детский туризм, утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна, закаливающие и лечебно-профилактические процедуры, физкультурные праздники.
Традиционная закалка — закалка воздухом (воздушные ванны, прогулки, сон на свежем воздухе), водой (местные и общие, контрастные обтирания и обливания, умывания, купания), солнцем (солнечные ванны) в соответствии с разработанными принципами, нормами и методиками.

Нетрадиционные закаливающие процедуры, в том числе интенсивное закаливание (ходьба босиком, обтирание снегом, обливание холодной водой, сауна) и специальные лечебно-профилактические мероприятия (фитотерапия, лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические процедуры и др.) вводятся в общую систему работы по назначению врача и с согласия родителей с учетом индивидуальных показателей состояния здоровья и самочувствия детей.

Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием

Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием обеспечивает комплексное получение сведений о реализации программы физического воспитания в дошкольном учебном заведении. Контроль обеспечивается совместными усилиями медицинских работников (врача, медсестры) и педагогов (заведующей, старшего воспитателя с участием инструктора по физической культуре, воспитателей).

Содержание направления медико-педагогического контроля

Контроль за состоянием здоровья, нервно-психического и физического развития детей проводится по средствам:

  1. медицинских осмотров с комплексным медицинским обследованием;
  2. функциональных проб на определение возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  3. распределения детей на медицинские группы для физкультурных занятий и закаливания;
  4. индивидуального назначения объемов, доз физических нагрузок в двигательном режиме и закалке;
  5. своевременного пересмотра вопросов о переводе детей из одной медицинской группы в другую, и об изменении медицинских назначений;
  6. определения динамики физического развития детей и показателей заболеваемости (по каждой группе и учреждения в целом).

    Контроль над развитием движений и физических качеств у детей

Контроль за развитием движений и физических качеств у детей (в начале и в конце учебного года) осуществляется по средствам:

  1. Обследования физической подготовленности детей по средним показателям развития движений и физических качеств с учетом количественных и качественных показателей двигательной подготовленности мальчиков и девочек.
  2. Анализа динамики изменений в развитии движений и физических качеств детей в соответствии с программными нормативами для различных возрастных групп.

Оценка организации, содержания, методики проведения, форм работы по физическому воспитанию производится по следующим критериям:

  • систематичность, продолжительность и рациональность распределения времени между структурными частями;
  • содержание, последовательность отобранных упражнений и других средств, их дозирования;
  • Нормы закалки;
  • Методы и приемы проведения каждого мероприятия;
  • Рациональность выбора способов организации детей и использования инвентаря, предупреждение травматизма у детей;
  • Соответствие темы и содержания мероприятий определенным задачам и выбранной форме проведения;
  • Степень реализации поставленных задач и тд.

Физическое воспитание в детском садуОценка влияния различных организационных мероприятий на детский организм осуществляется с помощью:

  1. Ежемесячного определения общей плотности физкультурных занятий, других форм работы (индивидуальное хронометрирование) и степени физических и психических нагрузок на ребенка (визуальная оценка внешних признаков усталости; подсчет частоты дыхания; пульсометрия для построения физиологической кривой)
  2. Контроля за реакциями на закалку у детей, особенно — у новичков и ослабленных.
  3. Обобщения данных о состоянии их здоровья и об изменении показателей заболеваемости.
  4. Контроля за организацией двигательного режима;
  5. Организации целесообразного и достаточного сочетания в режиме дня различных форм работы по физическому воспитанию;
  6. Определения путем хронометрирования и анализа показателей продолжительности выполняемых движений за день или за другой временной отрезок.

Надзор за санитарно-гигиеническими условиями производится на основе:

  1. Содержания мест занятий (групповые помещения, физкультурные уголки в группах, рекреациях, физкультурных и музыкальных залов, бассейнов, физкультурных и игровых площадки)
  2. Состояния физкультурного оборудования и инвентаря в помещениях и на площадках;
  3. Состояния одежды и обуви детей для ежедневного пребывания в группах и для прогулок, для участия в различных формах работы по физвоспитанию.

Смотреть видео фильм «физическое воспитание в детском саду»: