Домой Методическая литература Методические пособия для детского сада: зачем оно нужно, и на какие методики...

Методические пособия для детского сада: зачем оно нужно, и на какие методики стоит обратить внимание?

3322
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Каждый человек характеризуется своим уникальным набором качеств, использование которых определяет уровень его творческих достижений и возможностей. Особое значение в процессе творчества приобретают как социальные, так и личностные факторы, такие как характер, сила воли, изобретательность, страсть, упорство, настойчивость, умение обеспечить регулярность и ритмичность умственного труда.

Развитие творческих и интеллектуальных способностей у дошкольников по распространённым методикам

Способность человека к творчеству не характеризуется какой-либо одной конкретной способностью, это интегративное качество личности, отражающее ее особую внутреннюю структуру: направленность, определенные психические процессы, характерологические качества и умения, где врожденное и приобретенное выступает в диалектическом единстве и неразрывной связи.

В последнее время, вместе со способностями к творчеству в центре внимания исследователей находится явление креативности, к признакам которой относят наличие интеллекта и инициативы, своеобразную открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и решать проблемы. Это качество личности, с одной стороны, реализуется в процессе творчества и вы становится ее мотивационной основой, а с другой — развивается и формируется в зависимости от особенностей и условий его протекания.

Авторитетные ученые сходятся на мысли, что относительно самостоятельная и динамическая система творческих качеств связанных с интеллектом, условиями развития, она формируется и развивается и проявляется в творческой деятельности и обеспечивает развивающее взаимодействие личности с окружающей действительностью. Сложная структура творческих возможностей личности, которая предусматривает развитие «творческого ядра» как предпосылку к творчеству и тех дополнительных мотивов и способностей, которые способствуют ее успешной творческой деятельности.

Учитывая это, можно определить творческую личность как креативную личность, которая вследствие влияния внешних факторов приобрела необходимые в актуализации творческого потенциала человека дополнительные мотивы, личностные образования, способности, способствующие достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста требует разработки соответствующей методики и внедрения ее в практику. На основе изучения психолого-педагогической литературы нами разработана концептуальная модель организации занятий с развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Ее основу составляют три базовых принципы: принцип системности, принцип доминанты и принцип вариативности средств развития.

Методические пособия для детского сада: зачем оно нужно, и на какие методики стоит обратить внимание?Какими должны быть занятия в детском саду?

Занятия как педагогическая система должна сохранять все основные компоненты с соответствующим уровнем иерархии, ведущим из которых является цель. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач определенной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат. Под целью занятия по развития творческих способностей мы понимаем, прежде всего, качественные изменения в творческой деятельности ребенка.

Разработанная специалистами последовательность шагов называется технологией деятельностного метода развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Мы поддерживаем точку зрения А. Леонтьева, что процесс обучения — это процесс деятельности ребенка, направлен на становление его сознания в целом. Именно это и является деятельностного подхода в образовании. Процесс обучения всегда обучением деятельности. Включение ребенка в творческую деятельность на основе методов театрализованных игр, творческих заданий и стимулирования творческой деятельности создает условия не только для развития творческих способностей, но и для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей.

Методические пособия для детских садов: методика Джеки Силберг

Джеки Силберг — американский специалист, известная своей методике раннего развития ребенка, автор восьми бестселлеров, посвященных процессу игры с малышами. Игры Джеки Силберг дают простор для фантазии родителей, подходят и младенцам, и двухлетним детишкам.

Вот некоторые принципы игры с малышом по Силберг:

— Давайте ребенку ту игрушку, которая интересует его больше всего;

— Не существует игр чисто девичьих или мальчиковых;

— Учите ребенка фантазировать во время игры с игрушками;

— Играйте с удовольствием в игрушки с ребенком.

В методике Силберг собрано огромное количество игр на разный возраст: игры для эмоционального развития, игры-опыты, игры для обучения и развития ребенка. Например, для детей после года это такие игры: «Картонные слова» (делаем карточки с различными сюжетами: нарисуйте или вырежьте картинки из журналов и т.д.). Ребенок выбирает одну карту (например, с белочкой). Пусть ребенок покажет это животное: что она делает. Эта игра способствует развитию фантазии, речи, движений и общению.

Методические пособия для детского сада: зачем оно нужно, и на какие методики стоит обратить внимание?Методика Леонида Береславского: в чем ее суть?

В основе методики Леонида Яковлевича Береславского (известного физика, профессора, « знатока нейропсихологии) возложена возможность развития у ребенка уникальных знаний, способностей. Методика Береславского популярна в России, США, Европе. Л. Береславский открыл авторскую школу раннего развития, где занятия проводят опытные специалисты 2-3 раза в неделю. Каждые 2-3 недели в центре меняют игровые материалы.

Существует более 5000 упражнений, входящих в 40 тем, которые должны пройти дети на занятиях. Количество детей в группах минимальная, не более 4-5 человек.

Л. Береславский на базе глубоких знаний нейропсихологии проявляет способности развития ребенка, на что следует акцентировать особое внимание. Для каждого периода развития ребенка подобрано авторские задачи, логические операции. По методике Береславского, например, в 3 года важные задания на развитие внимания, в 3,5 — задачи на классификацию, а в 4 года — на порядок действий.

У ребенка постоянно идет тренинг психических функций, развиваются творческие умения, память, внимание, логика, а помогают в этом задачи по символам, лабиринты, задачи по шахматам, уникальный электронный интеллектуальный тренажер, на котором дети могут выполнять более 100 различных упражнений. По методике Береславского, важным аспектом обучения является хорошие эмоции. Неврозы и стрессы могут навсегда отбить всяческий интерес к учебе. Поэтому с детства надо постоянно создавать ребенку во время обучения хорошее настроение, формировать ощущение успеха, желание учиться новому.

Методика для детского сада от Золтана Дьенеша

Золтан Дьенеш — известный венгерский педагог теоретик и практик «новой математике». Для математических навыков и развития логического мышления ребенка 3. Дьенеш предложил 6 стадий изучения математики. Для маленьких детей были сконструированы так называемые блоки Дьенеша (конструктор + игра для развития математических способностей ребенка).

Есть простые варианты блоков-игр: «Цепочки», «Домино», «Второй ряд» и более сложные интеллектуальные игры. 3 помощью блоков- игр у ребенка развиваются логическое мышление, основы комбинаторики, аналитические способности, формируются навыки для решения логических задач, первые представления ребенка о сложные понятия алгоритмов и информатики, логических операций и кодов.

Методическое пособие по методике Марии Монтессори: что в нем можно найти?

Для практической реализации системы Монтессори педагогом создается специальным образом оборудованное развивающую среду, что соответствует не только роста маленького ребенка, но и удовлетворяет «разнообразные потребности, обеспечивая получение собственного жизненного опыта в ответ на внутреннее обращение ребенка к взрослому: «Помоги мне сделать это самому! ». Педагогика Монтессори подчеркивает и развивает потенциальные способности ребенка, используя специально разработанные учебные материалы, и тщательно подготовлено среду, уделяя большое внимание независимости ребенка и «индивидуальным потребностям.

Основа философии — это убеждение, что предоставляя ребенку образование и необходимую свободу, обеспечивая «потребности и воспитывая в нем уверенность в собственных силах, любовь к жизни, уважение, в ответ можно ожидать такого же отношения, а в будущем она в полной мере реализует себя.

Система Монтессори готовит ребенка не в школу, а в реальной жизни. Разновозрастный коллектив Монтессори помогает ребенку овладеть сложной из наук — умение быть одновременно личностью и частью коллектива, умение строить отношения со сверстниками, младшими и старшими детьми, со взрослыми.

Учебно-педагогические технологии Зайцева

Игра — пособие „Кубики Зайцева“ содержит 52 картонки, которые можно легко составить » в кубики, три таблицы, а также методические комментарии. Кубики делятся по различным критериям:

— По объему: кубики делятся на большие и маленькие, большие двойные (склеенные друг с другом);

— По цветной признакам: кубики распознают, пользуясь следующей схеме: «Золотой» — желтый, «железный» — серый, «деревянно-золотой», «железо – деревянный »;

— По звучанию наполнителя: кубики Зайцева, звучащие, отсутствие звука;

— По вибрации наполнителя, воспринимается пальцами руки, которая держит кубик;

— По весу;

— По сочетаниям признаков.

Такой же подход как для обучения чтению реализуется и при формировании в детей элементарных математических представлений.

Методические пособия для детского сада: зачем оно нужно, и на какие методики стоит обратить внимание?Вальдорфская педагогика и ее основы

В основе вальдорфской педагогики лежит антропософское учение об индивидуальности человека, основные компоненты которой — Тело, душа и дух. Рудольф Штейнер писал о четырех мощных области цивилизации — познание, искусство, религию и нравственность, которые могут гармонично сочетаться в одном корне — человеческом «Я». Это «Я» выступает в трех главных функциях человеческой душе — воли, чувствах и мышлении, находящихся в состоянии непрерывного движения.

Основным принципом вальдорфской педагогики является утверждение, что детство — это уникальный период жизни человека, а не просто подготовительный этап к «взрослой жизни». Поэтому нельзя ускорять взросления ребенка и требовать от нее формальных знаний — необходимо дать ей возможность сполна насладиться детством, максимально развить свои природные способности и в итоге стать свободной гармоничной личностью. Для этого в вальдорфском саду создается атмосфера, благоприятная для развития. В оформлении помещения используются только натуральные материалы и приятные, теплые цвета.

В центре всей вальдорфской педагогической системы — ребенок, «его внутренний, динамичный, разнообразный мир».

Организация жизни ребенка должна быть максимально ориентирована на психофизические и биологические ритмы живой душе — ритм дыхания, сна и дневной деятельности, голода и сытости, ритм недели, времени года.

Почему методическая литература необходима?

Для успешной работы по одной из представленных выше методик необходима специальная методическая литература. В такой литературе вы сможете найти всю необходимую для правильной организации учебного процесса информацию. Не стоит полагаться на неизвестные источники или использовать информацию из интернета. Ведь нет никакой гарантии, что эта информация соответствует действительности.