Домой Методическая литература Что из себя представляют интегрированные занятия?

Что из себя представляют интегрированные занятия?

411
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Наше общество стремительно развивается, и это развитие оставляет свой отпечаток на методах воспитания детей. Современные условия требует поиска новых методов организации воспитательного и учебного процессов. В особенности это актуально для самых маленьких – для дошкольников.

Сегодня очень часто используется метод конструирования и проведения комплексных и интегрированных занятий с дошкольниками. Такие занятия проводятся на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер деятельности человека или ребенка в другую обобщающую тему или понятие.

Дети воспринимают мир немного не так как взрослые. Они не воспринимают отдельный объект или явление как часть чего-то, что они учили в детском саду. Для детей весь целостен и неделим, поэтому они воспринимают каждое явление именно как его часть.

Что общего между интегрированными и комплексными занятиями?

Ак интегрированное так и комплексное занятия ставят перед собой единую цель – развитие, обучение и воспитание детей. Именно при помощи такого рода занятий можно систематизировать полученные ранее знания, учить детей их использовать. Также такие занятия развивают фантазию, память и просто приносят детям много хорошего настроения.

Если использование метода интегрированных и комплексных занятий происходит для систематизации знаний, которые не имеют тесной связи с определенными дисциплинами, то в таком случае необходимо придерживаться некоторых правил:

  • При построении комплексных и интегрированных занятий необходимо концентрировать материал вокруг одно теми;
  • Такие занятия предполагают не только получение новых знаний, а и их использование, перед детьми на каждом этапе должны быть поставлены определенные задания;
  • Педагог должен делать все, что дети систематизировали и пополняли знания об обобщённых понятиях;
  • Педагог должен использовать в своей деятельности все средства, которые помогают активизировать познавательную деятельность у дошкольников.

Опытные специалисты в сфере дошкольного образования в один голос утверждают о том, что на сегодняшний день можно выделить несколько типов занятий. Формирование этих типов происходит на основе анализа темы, содержания и других особенностей занятия.

В зависимости от направленности содержания могут быть такие типы занятий:

  • однонаправленные − предметные
  • разнонаправленные − интегрированы и комплексные занятия

Как видим комплексные и интегрированные занятия относятся именно к разнонаправленным. Интегрированные и комплексные занятия имеют одну и ту же конечную цель: они служат для формирования у детей понятий о мире, развития их воображения, воспитания морально-волевых качеств и многого другого.

Особенностью интегрированных занятий является то, что они могут проводиться как часть (фрагмент) обычного занятия (к данному случаю относятся моменты, когда дети к примеру воспроизводят слова, которые начинаются на определённый звук). Также интегрированные занятия могут проводиться для обучения детей определенным понятиям (например, для изучения понятия лес или дождь и так далее). Также возможен вариант с поверкой у детей уже имеющихся знаний (игры с опровержение ложных фактов и определений, можно использовать сказки).

Интегрированные занятия в детском саду

Интегрированные занятия предполагаю целый комплекс действий, направленных на формирование знаний об определенном понятии или явлении. Во время занятий необходимо использовать информацию из разных сфер деятельности предварительно объединив ее вокруг одой темы. Суть этой темы должна раскрываться постепенно на каждом занятии.

Особую сложность у педагогов вызывает формирование логической структуры информации. Это связанно с тем, что для интегрированных занятий свойственно использование информации из разных дисциплин. Стоит отметить, что сформированная структура должна быть компактной и строго отвечать теме. Подготовка интегрированных занятий проводится с использованием новейших методик воспитания детей.

При подготовке интегрированного занятия необходимо составлять «интеллектуальные карты» или простыми словами порядок изучения темы на занятии. Это помогает структурировать информацию и изложить ее в нужной последовательности.

Интеллектуальная карта – это схема занятия, на которой представлены основные вопросы по теме и проблемы связанные с ними. Интелектуальная карта должна иметь понятную структуру и старого соответствовать теме интегрированного занятия. Все проблемы и способы их решения, которые представлены на карте, должны развивать тему занятия.

Основным плюсом такой карты является то, что она не только помогает структурировать информацию и составить порядок ее изложения, а позволяет собрать все связанные с темой компоненты (объекты, явления) и провести между ними логическую связь. Кроме того, интеллектуальные карты с прошлых занятий помогаю в работе и в дальнейшем.

Простым примером такой карты является обычный лист бумаги, на котором в центре написано слово «море». Для составления подробной карты, которая бы касалась и других понятий, нам необходимо добавить на лист еще несколько слов. Эти слова должны быть связанны с морем. Идеально подойдут слова «морские жители», «среда обитания» и другие.

Интеллектуальная карта может составлять как перед занятием, так и непосредственно на нем. Причем во втором случае эту задачу можно поставить детям. Также для детского сада было бы неплохо использовать изображения к каждому понятию.

Интегрированные занятия требуют хорошей подготовки и постоянного усовершенствования знаний педагога. Кроме этого такие занятия также требуют подготовки и от детей. У детей уже должна быть определенная база, иначе проводить занятия не получится. Именно поэтому проведение интегрированных занятий каждый день считается достаточно не легкой задачей.

Вот некоторые из тем, которые можно выбрать для проведения интегрированных занятий в детском саду:

  • «Вода − источник жизни»
  • «Время в природе»
  • «Далеко-близко»
  • «Родня» (классы животного мира)
  • «Что это за шарик?» (исследование разных объектов круглой формы)
  • «Взрослые и их детеныши» (животный мир).

[youtube https://www.youtube.com/watch?v=DNRVW8DCbj4&w=560&h=315]