Домой Оборудование кабинетов Все для детских садов или как организовать правильную развивающую среду?

Все для детских садов или как организовать правильную развивающую среду?

1323
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Развивающая среда – это комплекс психолого-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических условий, которые обеспечивают организацию жизнедеятельности детей в дошкольном учебном заведении. Современные исследователи рассматривают развивающую среду как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития. Обогащенное среды предусматривает единство социальных и природных средств обеспечения полноценной жизнедеятельности ребенка.

Развивающее пространство дошкольного учебного заведения нужно рассматривать как интегрированную категорию, сочетающую в себе естественную предметно-игровую, социальную среду и среду собственного «Я».

Все для детских садовВсе для детских садов: при каких условиях среда является развивающей?

Среда считается развивающей при условии, что она способствует становлению у детей целостного восприятия природной среды, проявления интереса к ней; овладению элементарными представлениями о явлениях и объектах природы, взаимосвязи между ними; развитию у детей эмоционально-ценностного отношения к природе; формированию навыков экологически целесообразного поведения.

Предметно-игровая среда является развивающей, если она расширяет, углубляет и систематизирует элементарные представления ребенка об окружающей среде; совершенствует умение ребенка использовать по предназначению предметы и орудия, изготавливать простейшие изделия. Если она учит самостоятельно определять игровой сюжет, делать его содержательным, распределять игровые роли, соблюдать правила ролевого поведения, налаживать игровое взаимодействие, использовать и распределять игрушки и игровые атрибуты, реализовывать игровой замысел, менять игровое пространство. Она развивает ребенка в творческих направлениях, учит его ориентироваться в произведениях искусства (изобразительного, музыкального, театрального, литературного), помогает осваивать язык этих видов искусства, передавать художественный образ различными художественными средствами, стимулирует к творчеству.

Социальная среда и среда собственного «Я»: что нужно знать?

Социальная среда считается развивающей, если она способствует осознанию ребенком содержания понятия «семья», основных функций членов семьи, особенностей взаимоотношений родных людей между собой; актуализирует для ребенка проблему дифференциации людей по признакам родства, возраста, половой принадлежности, приятности для других. Также социальная среда считается развивающей, если она обогащает представлениями о характере взаимоотношений со старшими, сверстниками, младшими; помогает приобрести элементарные представлений о государстве, народе, человечестве; формирует у детей морально-этические нормы поведения.

Среда собственного «Я» ребенка является развивающей и благоприятной для его личностного роста, если ребенок имеет представления о своем теле и органах чувств, а также придерживается гигиены тела и деятельности, дифференцирует признаки  здоровья и заболеваний, заинтересован в здоровом образе жизни. При этом ребенок характеризуется выносливостью, определяет половую принадлежность, полагается на свою ловкость; владеет азбукой эмоций, имеет высокую познавательную активность, если он способен к волевым усилиям, доверяет самооценке, добивается признания, имеет элементарную жизненную перспективу; ориентируется в правах и обязанностях. Если ребенок характеризуется коммуникативными способностями; чувствует себя членом социальной группы, умеет налаживать совместную деятельность, сопротивляться асоциальному поведению сверстников, решает конфликтные ситуации, действует по совести.

Все для детских садовКакие условия необходимо создать для нормального развития ребенка в детском саду?

Необходимым условием полноценного развития ребенка дошкольного возраста является еще одна составляющая развивающего пространства — речевая. Основой речевой составляющей является создание доброжелательной атмосферы, в которой дети проявляют речевую активность, свободно общаются между собой и с воспитателем, учатся, узнают о новом и интересном, слышат литературный язык, имеют возможность самостоятельно выбирать сверстников для общения, игры, трудовой или иной деятельности, привлекаются к речевой и творческой деятельности.

Создавая развивающее пространство для детей в условиях детского сада, педагогическому коллективу необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Безопасность;
  • Учет закономерностей развития детей;
  • Рациональность;
  • Динамичность;
  • Активность;
  • Комфорт для каждого ребенка;
  • Позитивно-эмоциональная нагрузка.

Главным принципом организации развивающего пространства является его безопасность, ведь от этого зависит сохранность жизни и здоровья детей. Именно поэтому при создании развивающего пространства особое внимание необходимо обращать на качество материалов, из которых изготовлено оборудование, игрушки и т.п. и их соответствие санитарно-гигиеническим нормам, соблюдение требований инструкции по организации жизни и здоровья детей в детском саду.

Организуя жизнедеятельность детей в детском саду, педагогам необходимо учитывать психологические закономерности развития детей дошкольного возраста, их индивидуальные особенности, а также личный жизненный опыт. Важно, чтобы развивающее пространство максимально удовлетворяло потребности каждого ребенка, а потому стоит наполнить его различными атрибутами, которые помогут заинтересовать каждого ребенка, а также позаботиться о том, чтобы он смог найти для себя любимое занятие.

Соблюдение принципа рациональности требует от педагогов учета особенностей архитектуры и дизайна помещения группы детского сада. В помещении группы целесообразно предусмотреть место для создания постоянных и переменных ячеек (центров), где дети могли бы самостоятельно или небольшими группами по собственному желанию заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу. Именно поэтому целесообразно использовать подвесное оборудование, ширмы, экраны, витрины.

Принцип активности предполагает, что в развивающем пространстве дети могут действовать по собственному выбору, менять ситуацию, превращать пространство, обследовать его, рационализировать. Все предметы должны быть доступны детям, чтобы их можно было свободно брать, использовать, класть на место.

Все для детских садовСтоит ли обновлять обстановку в помещении группы детского сада?

Развивающее пространство помещения группы не может быть постоянным. Педагогам необходимо периодически менять его материальное наполнение, учитывая интересы, потребности, настроение детей, образовательные задачи и тому подобное. Стоит периодически менять цветной и звуковой фон в групповых помещениях, варьировать использования оборудования. Раз в месяц часть игрового материала нужно обновлять, изменять его размещение. Игровой материал и оборудование, которое дети не используют длительное время, целесообразно спрятать на определенный период, а затем снова разместить в игровых ячейках (центрах). Для обеспечения динамичности развивающего пространства следует использовать модульные столы, передвижные ящики, ширмы и т. Изменяя частично развивающую среду помещения группы, нужно учитывать также тему дня (недели, месяцы), над которой работают дети.

Правильно устроенное развивающее пространство дает возможность ребенку чувствовать себя комфортно во всех ячейках (центрах) группы. Вместе с тем, педагогический коллектив детского сада должен предоставить каждому ребенку его «личное пространство» — место, где она может побыть наедине. С этой целью в  помещении группы стоит создать «уголок уединения» или «уголок размышлений» с мягким диваном, подушками или чем-то подобным.

Создавая развивающую среду помещения группы, обязательно нужно принимать во внимание и его эмоциональную нагрузку на детей. В оформлении помещений следует использовать теплую пастельную гамму цветов и качественный текстиль и фурнитуру; обеспечивать достаточное освещение и режим проветривания; продумывать размещение мебели, которая будет способствовать использованию детьми ячеек помещения группы, и не будет создавать ощущение захламленности во время пребывания в помещении; использовать озеленение помещения.

Сотрудникам детского сада также необходимо избегать конфликтов, быть спокойными, внимательными. Своим поведением и действиями они положительно влияют на развитие психических процессов детей. Общая тональность речи педагогов должна быть умеренной; оценки, указания — спокойными, целесообразными и корректными.

Развивающие уголки в помещении группы детского сада

Развивающее пространство помещения группы в детском саду предусматривает создание специальных центров (уголков). Педагогический коллектив дошкольных учебных заведений, учитывая возрастные особенности детей, самостоятельно выбирает их количество, наполнение, размещение, способы использования.

Приводим ориентировочный перечень уголков (центров), способствующих созданию развивающего пространства в дошкольном учебном заведении:

  • Уголок естествознания;
  • Уголок детского экспериментирования;
  • Уголок игровой деятельности;
  • Уголок художественного слова;
  • Уголок изобразительной деятельности;
  • Музыкальный уголок;
  • Уголок народоведения;
  • Уголок развивающего обучения;
  • Спортивный уголок;
  • Уголок трудовой деятельности;
  • Уголок отдыха и уединения;
  • Уголок самопознания;
  • Уголок сотрудничества с родителями и тому подобное.

Важным условием создания в дошкольных учебных заведениях развивающей среды является анализ, планирование и контроль соответствующего направления работы. Обращаем внимание руководителей дошкольных учебных заведений на необходимость определения мероприятий по созданию развивающей среды в годовом плане работы учреждения.

Согласно содержанию каждого раздела плана следует предусмотреть меры, направленные как на оборудование помещения группы и других помещений дошкольного учреждения, так и на методическую работу с педагогами, которая будет способствовать повышению их профессионального мастерства по использованию развивающей среды. А изучение состояния организации жизнедеятельности детей поможет получить объективную информацию о состоянии развивающего среды в каждой группе; работу методического кабинета, которая обеспечит разработку соответствующих методических рекомендаций, изучение, обобщение и распространение перспективного опыта, пополнение методического кабинета.