Домой Новости Лепка в детском саду: какая от нее польза?

Лепка в детском саду: какая от нее польза?

989
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Лепка — это создание объемных и рельефных образов из таких пластических материалов, как пластилин, тесто, глина, воск.

Изображения предметов в лепке является для ребенка занятием намного проще, чем рисование. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где не надо прибегать к условным средств изображения. Легче всего дети учатся лепить предметы конструктивных и растительных форм, с большими трудностями воспроизводят фигуры человека и животных.

Занятия с пластическими материалами открывают большие перспективы для развития и обучения детей. Лепка позволяет моделировать мир и свои представления о нем в пространственно-пластических образах. Игры, упражнения и разминки развивают такие возможности:

— Мелкую моторику пальцев;

— Воображение;

— Пространственное мышление;

— Навыки ручного труда;

— Координацию движений рук.

Представленные материалы также помогают детям:

— Приобретать новый сенсорный опыт — ощущение пластина, формы, цвета и веса;

— Формировать умение планировать работу по реализации задума, предвидеть результат и достигать его, в случае потребности корректируя первоначальный замысел;

— Воплощать зрительные образы, анализируя их форму, пропорции и детали.

Лепка в детском саду: особенности обучения

Четырехлетние дети уже начинают выделять некоторые функциональные признаки предметов. У малышей чаще оказываются эстетические чувства по отношению к окружающему миру. Но, несмотря на это, им еще трудно изображать форму, они отклоняются от пропорциональных соотношений частей предметов, не умеют вполне самостоятельно применять приемы лепки. Поэтому на начальном этапе дети овладевают такими проймами лепки, как скачивание, вжимание пальцами.

Дети в средней группе работают с целым куском глины различными способами: скульптурным, конструктивным и способом комбинации.

Овладевают следующими операциями:

— Оттягивание деталей из цельного куска;

— Соединение частей путем примазывания;

Дети средней группы также приобретают новые технические умения: учатся втискивать пальцами округлую форму, плотно скрепляют части, замазывая пальцами места скреплений, защипывают края формы кончиками пальцев, создают рельефные изображения.

В конце года на занятиях по лепке дети осваивают различные способы создания образов из пластических материалов: скульптурный (из целого куска глины), конструктивный и комбинированный; осваивают операции оттягивания деталей из целого куска, соединение частей путем примазывания и прижимания; украшают изделия узорами, выполненных ними с помощью стеки и налепки.

Малыши отчетливо передают образы объектов окружающего мира, изображают типичные

признаки предметов и явлений, видят общее и отличное в похожих объектах изображения.

В процессе лепки осуществляется развитие мелкой моторики рук, умственной активности, творчества, художественного вкуса и — это качества, без которых невозможно формирование начальных основ социально активной личности. Лепить ребенку проще, чем рисовать, так как во время лепки она имеет дело с реальным объектом. На занятиях по лепке ребенок знакомится с предметом в целом (название, форма, строение, цвет, назначение), он стремится найти сходство с реальных предметов или предложенным образцов. Благодаря узнаванию полученных в лепке образов меняется характер его деятельности от случайных ассоциаций в прямой связи движений руки с графическим или пластическим изображением. Дети лепят с удовольствием людей, овощи, фрукты, посуду, животных, игрушки затем предметы, которые они создают, используются во время игр.

Лепка в детском саду: какая от нее польза?В процессе лепки в детском саду можно использовать различные формы работы:

  • индивидуальное исполнение задач в условиях групповых занятий;
  • выполнение задач парами;
  • выполнение задач небольшой группой;
  • коллективная работа;
  • совместная работа с воспитателем;
  • совместная работа с детьми старшего возраста;
  • самостоятельная художественная деятельность;
  • кружковая работа.

Задачами обучения лепке детей дошкольного возраста являются:

  • познакомить детей с материалами их свойствам (например, глина мягкая, хорошо мнется в руках, легко делится на кусочки и снова соединяется в шарик, из нее можно лепить)
  • изучить различные способы лепки (скатывание, раскатка, расплющивание, вытягивание, отрыв, сочетание, загибание и заточка валикообразных форм, загибание краев расплющенной формы, соединение частей и прижим (младший дошкольный возраст))
  • создавать художественный образ средствами пластического материала, передавать величину, форму, характерное строение, особенности различных предметов.
  • Создавать объемные изображения, рельефы, барельефы на пластине (с проработкой деталей стекой, пальцами), с введением в композицию нескольких персонажей, связанных сюжетом, выполнять коллективные композиции по мотивам любимых сказок (старший дошкольный возраст).

Лепка в детском саду: какая от нее польза?Занятия по лепке делятся на:

  1. Тематические. Тему предлагает педагог. Во время этих занятий осуществляется повторение, закрепление, изучение и усвоение нового программного материала.
  2. По замыслу. Дети самостоятельно выбирают тему, продумывают композицию, определяют последовательность работы, ищут приемы выполнения. Такие занятия являются ярким показателем уровня усвоенных детьми умений и навыков.

Важным условием при работе с пластилином является обеспечение каждого ребенка необходимым оборудованием и материалами такими как:

  1. Доска для лепки (деревянная, пластмассовая и т.д.) размером 20х25см;
  2. Влажная салфетка для вытирания рук.
  3. Детям старшего возраста для обработки изделия нужны стеки,
  4. Вода для заглаживания поверхности вылепленных фигурок. Воду лучше подавать в блюдцах.

Детей нужно рассаживать так, чтобы каждый ребенок хорошо видела образец, который лепит педагог, одновременно рассказывая о приемах работы и ее последовательность выполнения.

Занятия по лепке должны проходить в игровой форме. Во время занятия педагог должен создать приятную эмоциональную атмосферу, вызвать интерес, хорошее настроение, восторг, обеспечивая обязательное достижением успеха и положительной оценки каждому ребенку. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал уважение к своим произведениям, значимость своей работы. Поэтому чаще хвалите его за старания и не бойтесь перехвалить. Такое отношение к ребенку сегодня поможет поддерживать постоянный творческий поиск, чувствовать себя уверенным и востребованным в будущем.

Педагог должен помнить, что он должен научить ребенка лепить, а не сделать из нее скульптора. Лепка — не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания ребенка. Обязательно нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, так как у каждого свои возможности, свои увлечения.

Народная игрушка и ее значение для творческого воспитания детей

Большое значение для эстетического и творческого развития детей дошкольного возраста имеет народная игрушка. Она разнообразна по тематике, материалами, средствами художественной выразительности, в игрушке народные умельцы отображают сцены труда и праздников, образы фольклора, птиц, животных, предметы домашнего обихода. Благодаря ей в раннем детстве малыш знакомится с искусством, у него просыпается эстетическое чутье и восприятие.

Народная игрушка очень близка детям своей образностью и формой. Ее образ — обобщенный и реалистично декоративный, как показали исследования, активно воспринимается даже самыми маленькими детьми. Это объясняется, прежде всего,  ритмичностью народной игрушки. Цвет и ритм, пластичность формы, эмоциональность росписи, обобщенность и реалистичная декоративность образа привлекает детей.

Скульптурный образ лепки состоит в том, что изделие изготавливают из одной целой грудки глины, применяя такие приемы, как вытягивание с целью продления формы (шея), оттягивание, прищипывание, разрезание стекой, сглаживания пальцами. Таким образом, лепка требует от детей четкого представления о форме, пропорции, конструктивном устройстве изображаемого.

Материал для лепки

Глина — наиболее доступный, естественный материал для занятий по лепке в детском саду. Глина встречается практически во всех местностях. Глина имеет разнообразные цвета: желто-коричневый, белый, серовато — белый, зелено-голубой, коричневый, кирпично-красный и другие.

В зависимости от имеющихся примесей глину разделяют на жирную и посную. Жирная глина пластичнее. Пластичность — это способность сохранять форму без разрывов и трещин. Поэтому глину надо проверить на пластичность: смочить кусочек водой, хорошо размять, протереть в руках и слепить бублик. Если он не потрескается, а после высыхания не раскрошится и не деформируется, это означает, что глина пригодна для лепки.

Чтобы приготовить глиняную массу, надо залить глину водой, хорошо размешать, чтобы была, как густая сметана, и оставить на сутки раскисать, или, как говорят керамисты, распускаться. На следующий день хорошо размешать, процедить сквозь сито и оставить на сутки. Она отстоится, опустится на дно. Воду надо слить, а глину немного подсушить. Готовую глиняную массу вымесить, как тесто, чтобы из нее вышел воздух, тогда во время высыхания изделия не будут трескаться. Рабочая масса должна быть умеренно влажной, не приставать к рукам, но и не быть хрупкой. Чистую, однородную глину можно хранить в целлофановых пакетах или пластмассовых ведерках.

Лепка в детском саду: какая от нее польза?Рельефная лепка: пример занятия в детском саду

Тема. Дождик и тучка.

Цель: пробуждать у детей сознательное восприятие объектов неживой природы, желание передавать их образы путем лепки; обучать приемам размазывания пластилина на плоскости (облако) и создания одинаковых модулей (капелек), развивать фантазию, глазомер, умение ориентироваться на плоскости, самостоятельность; воспитывать аккуратность во время работы с пластилином.

Оборудование: изображение облака с дождем; образец; картон 8 × 10 см; брусок пластилина (синий, черный, голубой или фиолетовый цвета) салфетка; дощечка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог предлагает детям представить, что они дождевая туча. По команде «дождик» дети начинают двигаться на цыпочках; на словах «дождик льет» — идут быстрым шагом; по команде «идет ливень» — бегут.

Мотивация

Маленький зайчик совсем недавно родился. Он выглянул с домика — и что-то неожиданно намочило его носик. И здесь зайчонок впервые в жизни увидел серебряные ниточки капель. Что же это его так удивило, дети? (Дождик.) Зайчик долго пробовал капельки на вкус и не мог понять, откуда они берутся. А вы, ребята, знаете? (С облачка.) Какие вы молодцы! А вы знаете, что бывает солнечный дождик? Он льется, корда светит солнышко, а он, как слепой, его не замечает и капает через солнечные лучи. Как вы думаете, как он называется? (слепой) Как называют очень сильный дождь? (Ливень). А еще, дети, есть дождик, после которого начинают расти грибы. Догадайтесь, как он называется. (Грибной.) А какой показалась зайчику тучка, как вы думаете? (Синего, черного, голубой, фиолетового цвета). Попробуем изобразить ее с помощью пластилина!

Разминка для рук «Дождь»

Дети, повторяя за взрослым, имитируют дождь:

— Мелкий дождик (малыши едва барабанят пальчиками по столу)

— Ливень (малыши барабанят пальчиками с большей скоростью и интенсивностью)

— Сильный ливень (капли становятся тяжелее, скорость движения пальцев увеличивается).

Практическая работа:

  1. Решите, какого цвета будет ваша облачко. Найдите пластилиновый брусок такого же цвета.
  2. Отщипните от бруска кусочек пластилина величиной с фасоль.
  3. Размажьте кусочек в верхней части картонного прямоугольника.
  4. Предайте пластилиновому брусочку форму облака, круглую и неровную.
  5. Отщипните от остального пластилина несколько кусочков размером с зернышко и скачайте их в маленькие шарики.
  6. Разложите шарики на листе под облаком. Указательным пальчиком немного растяните шарики с небольшим уклоном (наискосок) так, чтобы получились дождевые капельки.
  7. Посчитайте свои капельки. Сколько их получилось?

Для проведения занятий по лепке в детском саду советуем вам изучить популярные методические пособия по этой теме.