Домой Новости Дети и чтение

Дети и чтение

50
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
Как привить любовь к книгам

Для чего нужно читать книги детям?
Как привить детям любовь к чтению?              Нужно ли чтение книг в современном мире?

Давайте начнем с того что наши дети взрослеют быстрее чем мы успеваем перестраиваться, вчерашний грудничок уже пошел, а к году сказал первое слово, а то и несколько, а затем стал говорить предложениями, быстро бегать, научился читать, считать… Многие думают, что мозг у детей развивается медленно и вообще, не вникают в сложные статьи по нейропсихологии или педагогические труды и системы раннего развития.
Вот вам цитата, услышанная мной на днях: «Чему можно научить детей до года?? Они ничего не воспринимают! Все только рвут, грызут и портят!!»
Взрослые часто недооценивают интеллектуальные способности своих маленьких детей, а когда они взрослеют в  «овощной» среде, требуют от них гениальных успехов. Так между тем пока мы там перестраивались, пребывали в сонме своих забот или послеродовой депрессии, мы могли упустить момент, отмахнуться — зачем читать с ребенком, сейчас на все вопросы может ответить интернет, зачем ему все знать.
Это печально. Я думаю, если бы в детстве А.С. Пушкина его няня Арина Родионовна, сказала бы ему: Саша, вот планшет, погугли.» Никто бы и никогда не сказал: «Пушкин — наше все!»

Так вот вместо того что бы начать ребенка чем-то заинтересовывать, многие родители парируют фразой: «Книги ему не интересны вообще, он за компьютером и планшетом целый день, он у нас компьютерный гений.» Шах и мат. Читать и воспринимать материал такой ребенок уже с огромной вероятностью не будет или не сможет. А про гения вообще лучше промолчать.

Стоит ли рассказывать, что чтение развивает образное мышление, память, структурирует мысль, облагораживает речь, увеличивает словарный запас, расширяет кругозор, учит выстраивать причинно-следственные связи, позволяет приобрести не только знания, но и даже навыки,  хорошо оформленная иллюстрациями книга формирует даже художественный вкус, особенно это касается детской  литературы.

Так же в силу природной любознательности, дети задают массу вопросов, даже просто рассматривая иллюстрации. Например, даже не умея говорить,  ребенок указывает на картинки и фотографии пальцем и ждет пояснения.

Уже давно замечено, что любящие читать дети, более успешны в учебе и быстрее усваивают материал, соответственно они более обучаемы и как следствие эрудированы.
Никто не говорит что нужно быть «книжным червем» или «ботаником», важно всестороннее развитие, но сегодня мы говорим именно о чтении.  И не о прокрустовом ложе мы сейчас рассуждаем, не о шаблонном чтении для галочки, не о том что дети обязаны прочесть определенный объем книг, или те или иные книги по мнению родителей. Никогда не насилуйте, не оказывайте давления, если книга не нравится, отложите и купите/возьмите другую, возможно пройдет время и ребенок ее прочтет.

Век знаний

Во времена информационного голода до 21-го века, а именно  появление массового интернета, разделило нас на до и после, как гром среди ясного неба на нас рухнул такой объем информации, что и представить сложно.

Итак,  с начала 20-го века, именно в те времена после революции в нашей стране, образование стало достоянием масс, а не элиты, и все стремились к этому просвещению как к привилегии. Читали запоями везде и всегда.
Как к запретному, дефицитному, всегда тяготели души наших сограждан, это и было лучшим стимулом. Поэтому в тот период не требовалась никакая мотивация, люди, и дети в частности, старались читать, так как быть не начитанным было неприлично и даже стыдно. Одним словом говоря век 20 был веком знаний, век 21 стал веком информации.
Возможно даже огромной массы информации, часто бесполезной: спам, реклама, телевизор, светящиеся вывески, интернет-баннеры, яркие динамичные мультфильмы, направленные на привлечение непроизвольного внимания. Тонны рекламы — пресыщающие мозг. И вот тут стоп.
Если это происходит с мозгом взрослого человека, что происходит в детской голове?

Честно говоря как минимум взрыв на макаронной фабрике. После всей этой яркой каши в голове, уже не очень хочется открывать скучную книжку. История такая: если вы перед обедом дадите ребенку сладкий торт, будет ли он есть суп? А если торт давать каждый день? К чему это приведет?

Почему дети не читают?

Прежде чем начать понимать что делать что бы ребенок полюбил чтение, нужно понять то чего делать не следует:

В первую очередь мы должны снизит нагрузку на мозг:

  • уменьшить/исключить взаимодействия с ТВ и гаджетами;
  • яркие быстрые мультфильмы, тоже под запретом, лучше отдайте предпочтение советским 1950-1960 годов, об этом см. ниже

И уже после обратим внимание на подачу материала:

  • Не читайте книги с каменным лицом, монотонным голосом, без эмоций и собственного интереса (мне самой тошно от такого чтения, как его полюбить? Естественно ребенок не воспримет ваше чтение, как что-то увлекательное)
  • Не читайте детям книги не по возрасту, не каждый ребенок в 1,5 года будет слушать сказки Пушкина, хотя все это индивидуально, подбирайте, пробуйте, читайте и если книга не заинтересовала при всех ваших усилиях отложите ее на потом.
  • Не заставляйте взрослых детей читать, то что им не нравится, читайте по интересам, заинтересовывайте, выбирайте книги вместе, спрашивайте, советуйтесь, обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации, попросите пересказать.
  • Не сидите в гаджетах, компьютерах, телевизорах день и ночь, этим вы сами закладываете детям унылую и не здоровую модель поведения.

А вот теперь по полочкам, как с рождения привить ребенку любовь к книгам.

Читать надо ребенку с рождения, простые стихи и сказки, и пусть он еще и не понимает весь сакральный смысл, но ваш голос ваше тепло и тихая сказка дарят чувство покоя, это своеобразный якорь, в дальнейшем чтение будет создавать ощущение комфорта. Это первое, а дальше больше — мы делаем «рекламу» для малышей. Что это такое? Есть картинки по методу Марии Монтессори — это черно-белая графика с разной симметрией, как правило парные картинки. Что они дают и как они применимы? Зрение новорожденного отличается от зрения взрослого человека, и лучше всего в возрасте до 3х месяцев дети воспринимают черно-белое. Начинать следует с простых форм, затем доходя до фигур и силуэтов. Когда гуляем по дому на руках, развешиваем над кроватью, над пеленальным столиком. Картинки нужны для рассматривания во время бодрствования, а для чтения они полезны тем что ребенок привыкает к рассматриванию изображений, анализирует, сравнивает и запоминает. Не забываем, первое «чтение» дети осваивают через простейшую систему символов, проще говоря рассматривая понятные и привычные им картинки, воспроизводя по ним уже известные  истории. Есть так же простейшие картонные книги с ч/б рисунками, и даже игрушки.
После черно-белых картинок в ход идут простые цветные картинки на белом фоне. Простые предметы, животные, овощи, фрукты, игрушки. Хорошие плакаты выпускает издательство Проф-прес, и хороши карточки «Вундеркинд с пеленок» — они по Доману. Затем пригодятся и картины для рассматривания, и даже репродукции картин.
А теперь про сами книги, конечно давать в руки надо картонные, они принимают контр-удар их листают и мусолят до дыр, но это не значить что бумажные книги надо исключить. Как только начали сидеть, читаем у мамы/папы на ручках, книги в твердом переплете, и да с тонкими офсетными страницами с простыми сказками, где сказки надо читать подключив весь актерский талант, рассказывая эмоционально и по ролям , либо тыча пальцем в картинки и говоря, вот кошка — мяу, а вот бабка — кхе-кхе. Делать надо это искренне и с душой, это вам не «Кушать подано!» Зритель строгий критик, фальши он не терпит.

Для самостоятельного чтения лучше подобрать картонные книги, не текстильные, не книги-игрушки-погремушки, книжки с ребенком надо читать, учить листать, показывать действующих персонажей,иначе это закладывает не правильное представление о книге и ее предназначении. Почему мы сотню раз показываем как ездит машинка, или как кукла ложиться спать, а как читать книгу не показываем…А потом ругаем, детей за неправильное обращение.

После книжек картонок в ход пускаем виммельбухи — книжки для рассматривания, и не только…масса игр и заданий, от поиска персонажей и предметов, до построения рассказов, а следовательно развитие речи.

Виммельбухи, зачастую, кстати выпускаются на картоне. Затем фотокниги, иллюстрированные энциклопедии, не надо бояться давать в руки «взрослые книги», никто не просит их читать, но посмотреть картинки вместе это отличное времяпрепровождение, полезное для любознательного малыша.

Для дошкольников и младших школьников важны книги с большим процентом иллюстраций, в нашей стране было и есть огромное количество отличных детских художников, например — Сутеев, Васнецов, Кочергин, Рачев.

Важна ваша вовлеченность в процесс, совместное чтение, сопричастность, эмоциональность, запомните простую истину, кроме вас в ваших детей никто не вложится со 100% отдачей. А еще простой совет: если ваш ребенок читает, постарайтесь найти ему друзей по интересам, это и общение и позитивный обмен опытом, и плюсом ребенок не будет себя чувствовать изгоем в современной не читающей среде.

Конечно же нельзя забыть о пользе стихов, это классический способ развития памяти, фонематического слуха и дикции. Читать их легко и приятно, запомнить взрослому не составит труда, они выручат в дороге, или в очереди в магазине, или даже в поликлинике. Они применимы к любому возрасту, от сороки-вороны до теркина.

Нейропсихологи всего мира говорят что рано смотреть мультфильмы детям до 3х лет, там и задержка речевого развития и рассеянное внимание и низкая обучаемость в виду того что мозг не успевает переварить всю информацию полученную визуально, в следствии чего получаем перегруз. Мое мнение такое: на 100% это сложновато ограничить, но лучше все же смотреть, как и говорила, старые советские мультяшки, художники того времени еще не знали о непроизвольном внимании, не применяли назойливых цветов, а вот рисовали и озвучивали гениально.

Так же не советуют эти же пресловутые  нейропсихологи обучать чтению особенно рано. Можно заучить буквы и звуки, но вот с чтением по слогам надо быть аккуратнее, т.к. ребенок в 4 года, может быть не готов по разным причинам, может под вашим натиском овладеть механическим чтением, и абсолютно не понимать про что прочитал. Это явление называется дислексия, и победить его после, достаточно трудно. Специалисты сходятся во мнении, что средний возраст для начала обучения чтению -5-6 лет. Если вы имеете сомнения, обратитесь с этим вопросом к независимому психологу.

Дома должна быть библиотека и читающие люди, прежде всего это родители. Если вы сами не читаете, дети тоже не будут. Без наглядного примера им не объяснить этой необходимости. Так же у ребенка должен быть выбор, когда в доме есть разные книги, тогда есть к ним и интерес. И атласы и энциклопедии и художественная литература и виммельбухи и книги с всевозможными заданиями, с окошками и вырубкой, иногда полезно полистать даже взрослую книгу.
Для малышей актуально менять книги. Убрать на дальнюю полку 2-3 книги засмотренные до дыр, а потом возвращать их к просмотру.

Почему дети рвут книги?

Конечно малыши будут рвать книги, и с этим стоит смириться, так они познают мир, и покусают и погрызут, но руки не стоит опускать, объясняйте снова и снова. Бывает, что и дети рвут книги периодами. Почему? Развитие детей имеет свои циклы, во время болезни или возрастного кризиса, детки могут изменить свое поведение в отношении книг, в эти периоды лучше немного ограничить доступ к библиотеке, но пару тройку любимых и прочных книг стоит оставить, не лениться и каждый раз пояснять, что так делать не надо, не рвать, не заламывать.

Бывают и огрехи и порванные странички и помятые листы, вооружитесь скочем, клеем ПВА, утюгом и терпением. Не ругайте крепко, чините вместе, поясняйте, как книжке не приятно, как ее писали и рисовали, старались, как больно игрушкам и зверюшкам и т.д.
Со временем все вернется на круги своя и дети это явление перерастут.

Дети и чтение на планшете?

И еще пару слов о чтении на планшете и компьютере детьми. Интернет несет массу информации, но не вся она подлинна и верна, не каждая подача подойдет детям по возрасту и заинтересует, помимо этого, для заработка многие интернет-ресурсы размещают рекламу на своих страницах, на яркие картинки легко переключиться, мозг всегда ищет, то что интереснее и проще, и вот уже дитя вместо познания мира играет в стрелялки и шарики.
Если планшет, то специальный — детский. Еще игры и чтение на планшете, влияют на уровень мелатонина, в следствии чего возникают проблемы со сном. Не все планшеты полезны для юных глаз, не говоря про телефоны.
Про выбор детского планшета, мы еще поговорим в другой статье, а пока хочется резюмировать — открытый интернет и взрослый гаджет не самая полезная вещь в руках ребенка, все иллюзорно. Лучшее — враг хорошего.

Конечно приучение к чтению процесс трудоемкий, требует от родителей терпения, сил и времени, конечно не малы и материальные затраты. Не сомневайтесь, результат будет стоить ваших усилий, помогите детям полюбить книги, через чтение книг рождается и ваше интересное общение с детьми и доверие. Во многие аспекты жизни проникает поразительная сила чтения, наделяя мудростью, знанием, уверенностью, способностью к анализу, и да даже подчас предсказанию будущего. Читайте книги, занимайтесь творчеством, спортом, посещайте выставки и музеи, проводите время на природе, общайтесь. Поверьте в своих детей, дайте им шанс быть лучше вас!