Домой Игрушки для детского сада Какие игрушки купить для ясельной группы, какова роль игрушки в этом возрасте?

Какие игрушки купить для ясельной группы, какова роль игрушки в этом возрасте?

1861
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Игрушка в жизни ребенка играет огромную роль – вспомните себя в детстве. С чем Вы проводили большую часть своего времени, кому рассказывали свои тайны и секреты, представляли невообразимые сюжеты? Безусловно, игра происходила на основании накопленных ранее представлений и чувственных восприятий, где игрушка – материальная основа игры. Если изучать профессиональную педагогическую литературу, то можно выяснить, что к играм и игрушкам есть некие требования, такие как педагогические, гигиенические, художественные и многие другие. Несмотря на это, указанный выше источник не формулирует ответ на вопрос о влиянии игрушки на развитие игры.

Нашей задачей является ответить на наиболее актуальные на сегодняшний день вопросы, связанные с развитием ребенка в процессе игры: как те или иные игрушки влияют на развитие совместных игр, проанализировать устойчивость поведения детей и, конечно же, изучить роль игрушек в привлечении жизненного опыта ребенка.

Поговорим о роли игрушки в привлечении жизненного опыта ребенка
Ни для кого не является секретом, что в процессе игры ребенок моделирует ситуации, происходящие с ним в окружающей среде, будь то семья, детский сад или школа. Зачастую именно игрушка является первопричиной для начала игры и, как правило, может использоваться малышом по-разному — это напрямую зависит от того, насколько четко сформулированы представления о данном предмете. Предлагаем наглядно рассмотреть это на примере игры двух детей с предметами игровой мебели и кухонной утвари.

Какие игрушки купить для ясельной группы, какова роль игрушки в этом возрасте?Игрушка как средство моделирования ситуации из жизни

Маша расставляет сковородки и кастрюли на игрушечной плите и, объявляет присоединившемуся к игре Мише, что хочет сварить суп и пожарить котлетки. Миша же в свою очередь берет посуду и прячет ее в духовку. Маша говорит: «Не так надо! Это надо поставить сюда!» и достает всю посуду обратно, расставляя ее по плите. Миша снова пытается спрятать кастрюльки и сковородки, и вот на глазах Маши уже блестят слезы. После этого мальчик отходит от мебели, Маша снова достает необходимые ей предметы и с удовлетворением указывает Мише, что варить еду стоит только на плите.

Эта ситуация предельно наглядно отражает отношение детей к некоторым предметам, с которыми они сталкивались в своей жизни. Можно сделать вывод, что дома семья Маши использует новую кухонную плиту. Ребенок видит, как его родители готовят пищу и запоминает это, восстанавливая ситуацию во время своей игры. Представления Миши сложились исходя из условий его проживания – видимо, дома до сих пор используется голландская печь.
Взрослые и педагоги обязательно должны незаметно присутствовать в детской игре, применять руководящие и направляющие приемы для раскрытия творческого потенциала и ранее приобретенного опыта, содействовать более полному развитию игры. Приведем еще один пример, наглядно иллюстрирующий вышеописанное.

Две девочки, Алина и Катя, заинтересовались игрушками в игровом уголке детского сада. Алина предлагает Кате поиграть в дочки-матери и для этого стоит затеять стирку. Алина берет тазик, пока вторая девочка бежит к куклам и собирает всю одежду и тряпочки, имитирующие одеяла, покрывала, скатерть и тп. Девочка спрашивает: «А мне все снимать?». Здесь в игру должен включиться воспитатель и посоветовать детям, чтобы те не брали на стирку слишком много вещей.

Алина говорит: «Сначала скатерть стирать будем!», и кладет тряпочку в тазик, при этом извлекая из него все остальные вещи. Катя же пытается сложить все обратно, на что Алина возражает и напоминает про скатерть. После этого девочки берут импровизированное мыло, тщательно стирают оставшиеся вещи. Катя достает вещи из тазика по одному, вешает на спинку стула. В это время воспитательница натягивает бельевую веревку, чем обращает на себя внимание участников игры. Взрослый должен объяснить детям, что это для удобства, так будет лучше.

Девочки начинают развешивать стиранное и не только белье: сначала его встряхивают, выжимают, а потом уже и вешают. Катя принимается аккуратно расправлять вещи, чтобы не было складок. После того, как девочки развесили все вещи, которые у них были в тазике, они принимаются за другую игру, но при этом время от времени подбегают к веревке и трогают сохнущее белье, проверяя, высохло оно или нет. Так повторяется несколько раз и привлекает в игру других участников, которые ранее не участвовали в «стирке». Сам процесс «подбежать-потрогать» уже превращается в самостоятельную игру.

Неаккуратные дети на глазах у Алины бросили один из предметов, который стирался, и затоптали его. Девочка расстроенным, но в тоже время строгим тоном пригрозила остальным детям. Такое поведение было явно подражанием реакции взрослому на подобную ситуацию. После этого Алина замечает, что белье уже высохло, предварительно его потрогав и зовет Катю снимать его. Теперь главной задачей девочек становится нарядить куклу в красивую и чистую одежду, но воспитательница подсказывает «мамочкам», что стиранное белье нуждается в глажке.

Алина жалуется, что один мальчишек затоптал салфеточку, на что взрослый должен подсказать такое развитие событий: Алина может постирать и высушить еще раз вещь, в то время как Катя – погладит остальное. Вторая девочка берет деревянный брусок, который в ее понимании может сойти за утюг, и начинает усердно гладить: нажимает со всех сил на платье куклы, разглаживает каждую складочку. Алину привлекает такое занятие, и она отнимает брусок со словами: «Дай мне, я буду гладить». Катя не отдает, говорит, что будет сама это делать.

Воспитательница, чтобы избежать конфликта, должна разъяснить детям, что белья у них еще очень много, а значит можно найти дополнительный утюг и заняться глажкой вместе. Чтобы Алина не отнимала предмет у Кати, воспитатель помогает выбрать утюг Алине, после чего та с удовольствием побежит гладить. Девочки взаимодействуют, общаются во время игры. Закончив со своим кропотливым занятием, вместе наряжают куклу, расставляют все предметы по тем местам, где они изначально находились.

Игра принесла большое удовольствие ее участницам, а поводом для такого мероприятия послужил игрушка-тазик. Ассоциацией для этого предмета быта стала деятельность, имитирующая стирку. Таким образом, у детей формируется правильное понимание этого процесса под небольшим контролем педагога. Посредством замечаний и помощи воспитателя, дети учатся более четко усваивать жизненные уроки, лучше набираются опыта. Безусловно, этому способствовало и влияние игровых предметов, таких как утюг, которым постиранную одежду нужно гладить или бельевая веревка, на которой эту одежду надлежит сушить.

Именно в процессе таких игровых занятий у малышей появляется опыт, в данном случае девочки усвоили, что белье стирается в тазике с применением мыла, потом выстиранное сушат, после – гладят, а во время глажки надо расправлять складки, чтобы все было красивым и ровным. Игрушки, использованные во время игры, содействовали возникновению в памяти трудовых процессов.

Важно заметить, что такой вариант развития событий носит чисто игровой характер. Но, в случае, если бы воспитатель построил процесс немного иначе, допустим, детям бы представилась возможность действительно по-настоящему постирать или погладить, то игра уступила бы место трудовому процессу.

Игрушку можно рассматривать не только как средство, направленное на привлечение опыта в жизнь ребенка, но и как инструмент накопления новых эмоций и впечатлений. На примере игрушки взрослые могут формировать у ребенка некоторые представления о многих явлениях жизни, которые затруднительно продемонстрировать в натуре.

Как преподнести игрушку детям из ясельной группы?

Дети, проживающие в крупных городах, нуждаются в знакомстве с животными лесов, обитателями водоемов, транспортными средствами, как, например, корабли, которых они никогда не видели наяву. Задача педагога – познакомить малыша с этими предметами. Педагогу следует помнить, что просто предложить игрушку не достаточно. Поэтому при передаче игрушки, стоит рассказать, что это, для чего предназначено, можно прочитать интересную историю, в которой упоминается новый предмет.

Важно помочь детям узнать о применении того или иного предмета, который олицетворяет игрушка. Ребенок должен понимать, с какой целью он используется в жизни, какое у него назначение. Можно привести пример игры маленькой Саши с игрушечным мобильным телефоном.

Как только в руках двухгодовалой Саши оказывается мобильный, она, не задумываясь, подносит его к уху и начинает импровизированный разговор. Это означает лишь одно – девочка на практике видит разговор по телефону, как это делают взрослые, и поэтому нашла применение игрушке на деле. Трудности возникают у детей младшего возраста – для них мобильный телефон был некой диковинкой. Вещь, безусловно, заинтересовала ребят, они оказывали ей повышенное внимание: нажимали на кнопки, слушали звуки, стучали, ставили то на один бок, то на другой, а потом и вовсе оставили.

Спустя какое-то время маленький Дима решил применить мобильный в игре в «больницу», прикладывая вещь к груди игрушечного медведя, чем имитировал работу врачебного стетоскопа. Лена, заметившая такое поведение мальчика, сказала: « Это телефон и нужно вызвать врача». Дима не поддержал идею Тани, но все изменилось после того, когда мальчик увидел, как воспитатель разговаривает по мобильному телефону. После этого события телефон стал самой важной игрушкой, ведь именно по нему дети «звонили» родителям и делились самыми важными событиями, происходившими с ними в саду.

Какие игрушки купить для ясельной группы, какова роль игрушки в этом возрасте?Какие игрушки купить для ясельной группы?

Кукла всегда была одной из самых главных героинь у детей младшего возраста. Для малышей образ куклы – это образ ребенка, правила обращения с которым возникают на уровне инстинкта. Тем не менее, опыт взаимодействия с такой игрушкой у ребенка небогат и действия сначала однообразные, но их спектр расширяется в процессе взросления, ведь по статистике, кукла становится основным элементом игры для детей вплоть до 8-10 лет.

Для детей трехлетнего возраста игры с куклой носят фрагментарный характер. Это означает, что в них нет развернутого содержания, последовательности в действиях. Большую содержательность процесс игры приобретает при должной оснащенности другими игровыми предметами, например, предметами быта – появляется многообразие совершаемых ребенком действий, посредством которых участники игрового процесса воспроизводят известные им стороны действительности.

Известные ранее игрушки, символизирующие предметы быта, помогают приспособиться ребенку к знакомой ситуации. Он знает, что когда кукла в кроватке, значит, она спит, когда за столом – ее нужно покормить. В такие моменты происходит процесс привлечения опыта.
Роль игрушки в возникновении совместных игр и развитии устойчивых форм поведения

Многолетний опыт доказывает, что влияние игрушки в детском учреждении достаточно велико и именно она является побудителем объединения детей в группы. Это объясняется тем, что действия одного ребенка вызывают интерес у остальных, а так как дети склонны к подражанию, у них появляется желание действовать также и играть с теми же предметами, что и другие.

Допустим, один мальчик играет с машинкой – он возит ее по столу с возгласами «би-би». После некоторых наблюдений к нему присоединяется другой ребенок и начинает совершать идентичные действия. Важно отметить, что заранее дети не договаривались о совместных действиях. Желание подражать вызвало у играющих радостные эмоции и, как следствие, совместные игровые действия.

Какие игрушки купить для ясельной группы, какова роль игрушки в этом возрасте?Вопрос приобретения игрушек для ясельной группы с точки зрения ученых

Исследования Е.К. Кавериной-Банщиковой, направленные на изучение поведения детей младшего возраста, выявили, что самой ранней и распространенной формой взаимодействия детей является непосредственная игра. Желание и попытки играть сообща с игрушками или без наблюдаются у детей начиная с второго года жизни, а зачастую и в более раннем возрасте. Тем не менее, Каверина отмечает, что хоть игрушка и является элементом сплочения детей, но в тоже время становится и сильнейшим раздражителем – желание заполучить игрушку берет вверх над словесной просьбой, и ребенок стремится просто отобрать ее у другого играющего. Подобное водится за маленькими детьми, и часто наблюдается в группах детского сада в начале года, когда желание заполучить игровой предмет может возникнуть сразу у нескольких детей.

Такие ситуации возникают из-за отсутствия навыков договариваться и неумения играть совместно. Только процесс воспитания и обучения может привить правила общественного поведения и опыт совместных игр. Вначале пути обучения могут возникать моменты огорчения и слез. Особенно часто это бывает из-за того, что некоторые игрушечные предметы представлены только в одном экземпляре, потому и возникает ссора. В такие моменты важно переключить внимание ребенка на другую игрушку, а далее приучать к возможности играть совместно или договариваться детей об очередности пользования предметом.

При покупке игрушек для детского сада необходимо обращать внимание не только на их качестве и пользу, а и правильное выбирать их количество. Наличие каждого вида игрушек в нескольких экземплярах поможет избежать проблем, о которых рассказывалось выше.

Та или иная игрушка может обладать достаточно сильной притягательной силой для малыша, что слова взрослого не оказывают ожидаемого влияния. Ребенок с легкостью соглашается отдать машинку или куклу другому ребенку после того, как сам наиграется. Задача педагога в данном случае – научить детей договариваться, объяснить, что малыш должен выполнить обещанное. Только так можно отвлечь детей от желания отнять игрушку, и настроить их на более дружеский лад при решении такого вопроса.

Дети в процессе игры обещают отдать игрушку, как только она надоест, и на самом деле в это верят. Но как только наступает момент исполнения сказанного, у ребенка может возникнуть нежелание отдавать предмет и часто возникает недоразумение, с которым маленькому человеку сложно справиться. На помощь приходит воспитатель, призванный обучить совместным действиям.
Организация игрового процесса в ясельной группе детского сада
На начальном этапе необходимо приучить малышей к принятым в обществе формам словесного обращения, таки как: «спасибо», «пожалуйста», «ты дашь мне это, после того, как поиграешь» и тд. Такие словосочетания полностью усваиваются в процессе детского общения и заметно влияют на их поведение в будущем. Главной задачей является то, чтобы вежливые обращения укоренились в привычной манере общения воспитанников, и слова соответствовали действиям.

Положительные эмоции играют большую роль в формировании поведения детей дошкольного возраста. Если в группе насчитывается 23-25 детей, то такое количество создает вполне благоприятные условия для совместных игр и позитивных взаимоотношений. Но есть и подводные камни – столкновение желаний детей, возникновение споров и ссор. Радость ребенка, владеющего игрушкой, может омрачиться разочарованием другого, желающего эту игрушку получить – вот обстоятельства, в которых зачастую и развивается игра.

Важным условием является и то, что у всех детей отношение к игрушкам и связанным с ними играм достаточно разное. Одни устойчиво заинтересованы в одной игрушке, за поведением не наблюдается перепадов, другие – полная противоположность: у них отсутствует сосредоточение на одном предмете, в связи с чем наблюдается частая смена игр.

Какие игрушки купить для ясельной группы, какова роль игрушки в этом возрасте?Развитие устойчивости поведения у детей ясельной группы детского сада с помощью игрушек

Развить устойчивость поведения малыша, можно основываясь на играх или игрушках. В подтверждение данному положению можно привести результаты эксперимента, который описан чуть ниже.

Эксперимент:

«Мы наблюдали в поведении Кристины, которой на момент проведения эксперимента было 3 года, отсутствие постоянства интереса к игрушкам. Это выражалось в частой смене игровых предметов: в интервале 20-30 минут Кристина сменила порядка 6 игрушек. Такое поведение можно объяснить неумением придумать содержание игры, в связи с чем выбор игрушки осуществляется не на основании сюжета, а просто так.

Устойчивость игры можно развить только посредством привнесения в игровой процесс некоего сюжета, что значительно фокусирует внимание ребенка. В процесс мы включили совместную игру с другой девочкой, чем и попытались развить устойчивость в поведении Кристины.

Игра начинается с демонстрации Кристине игрушечной кошки. По сюжету, кошка должна проживать в доме, который предстоит построить – там она будет спать, кушать, отдыхать и играть. Экспериментатор на глазах ребенка строит из кубиков дом, потом разбирает и предлагает построить такой же. Посредством совместной игры мы хотели добиться укрепления устойчивости поведения девочки.

Далее нами была предпринята следующая попытка. Взяв куклу, экспериментатор предложил Кристине нарядить ее в чистое и красивое платье, а после этого отвести ее гулять в коляске.

После этого мы решили воспользоваться мячом и привлекли в игру Юлю. Кристина бросала мяч Юле, потом Юля отправляла предмет Кристине, и так действия девочек повторялись около 5-6 раз, затем мы оставили детей играть вдвоем».

В результате этого эксперимента удалось добиться более устойчивой игры Кристины с другими детьми, играть в коллективе девочке стало немного проще, чем раньше. Но как только девочка оставалась наедине с собой и пыталась играть самостоятельно, развить сюжетную линию для нее становилось затруднительным занятием.

Постепенно самостоятельная игра перестала вызывать затруднения.

Почему так важно обеспечить детей правильными игрушками?

Игра помогает сформировать у воспитанника волевые качества. В процессе любой игры используются те или иные игрушки. Очень важно, чтобы эти игрушки кроме безупречного качества имели также сходство с предметами, которые используются в быту. Это поможет ребенку получить жизненный опыт. Также необходимо покупать развивающие игрушки, такие как кубики, конструкторы, различные настольные игры.

Мало просто купить игрушку. Воспитатель при наличии правильных игрушек должен еще и уметь выстраивать процесс игры.

Также необходимо помнить о том, что правильной считается игрушка, которая может принести реальную пользу в воспитании детей. Но не стоит забывать и о качестве таких игрушек. Они обязательно должны быть изготовлены из качественного материала. Чтобы не ошибиться с выбором, попросите продавца предоставить вам сертификат качества на игрушку. Не покупайте игрушки, которые имеют резкий запах, состоят из мелких деталей или изготовлены из некачественного материала.

В ясли можно покупать куклы, мягкие игрушки, машинки, кубики и другие развивающие игрушки.

Смотреть видео фильм «Какие игрушки купить для ясельной группы»: