Домой Игрушки для детского сада Экологические занятия для дошкольников — необходимость или нет?

Экологические занятия для дошкольников — необходимость или нет?

2009
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Удивительный мир природы …. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, присмотреться, прислушаться, задуматься.

  Бесконечно разнообразный, он  пробуждает у детей живой интерес, любознательность, пробуждает к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение  к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления — знания об  объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней важнейшие задачи  экологического образования.

На сегодняшний день проблемы экологии как никогда актуальны практически для каждого региона страны и для каждого уголка Земли. Экологическое воспитание – это процесс знакомства детей с окружающим миром, его красотой и уникальность. Очень важно правильно воспитать детей и с детства привить им любовь к природе и всему, что их окружает. Дальше речь пойдет о методах воспитания детей именно с экологической точки зрения.

Проблемы экологии и воспитание детей

Проблемы экологи – это одни из самых несущих проблем современности. Мы неразрывно связаны с природой и природным ходом вещей. На фоне остальных проблем человечества проблема экологическая кажется не такой уж важной, однако, это не так. Ведь мы живем в этом мире и нам как никому другому должно быть дорого все, что нас окружает. Ведь наше будущее напрямую связано с экологией и именно от экологической культуры каждого отдельного человека зависит то, насколько светлым будет это будущее.

Если смотреть на проблему экологического воспитания детей именно под таким углом, то она приобретает важнейший характер и должна оставаться приоритетной задачей не только для воспитателей детских садов, а и для родителей. Своим существование человек обязан именно природе. Конечно, с момента появление человека все очень круто изменилось. Ведь сначала люди боготворили природу. Хранили ее, как могли, ведь она была источником всех жизненно важных ресурсов для нее.

С техническим развитием и развитием науки в целом, человечество постепенно отошло от этих идей и утратило тонкую нить связи с природой.  Сегодня мы уже не те люди, для нас уже ничего не значит запах зеленой травы, луга и поля. Мы привыкли видеть все это, не выходя из дома, и экраны телевизоров заменили нам природу. Проблема не только в том, что взрослые так относятся к природе, а и в том, что они пытаются уподобить себе детей. И очень плохо, когда ребенок стремится к близкому контакту с природой, а родители ему этого не позволяют.

Экологические занятия: для чего они нужны?

Ужасно, когда человек не замечает всех красоты природы, которая его окружает. Такой человек слеп и слепа его душа. Именно поэтому важность экологического воспитания детей так возрастает с каждым днем. Педагогу необходимо вовремя заметить и поощрить интерес ребенка к природе. Кто как не взрослые могут показать детям всю прелесть природы. Кто как не взрослые могут привить им эту любовь. Конечно, для того чтобы привить детям любовь к природе нужно что-то делать. Однако это что-то настолько маленькое, что оно каждому под силу. Просто когда ребенок в следующий раз спросит что-нибудь о природе, ответьте на его вопрос, заинтересуйте его. Нужно помочь ребенку увидеть всю красоту природы, показать ему, насколько этот мир прекрасен и велик.

Это просто необходимо, ведь от экологического воспитания зависит будущее. Экологические занятия, воспитание экологической культуры у детей должно быть для педагога на первом месте и всегда оставаться там.

Решение экологических проблем и экологические занятия в детском саду

Чтобы решить экологические проблемы современности необходимо привить населению некую экологическую культуру.

Начинать необходимо с экологического образования дошкольников, ведь эта категория населения является ключевой и первой ступенью к развитию культуры. Сомнений в том, что такое воспитание дошкольникам просто необходимо ни у кого нет. Одно не стоит воспринимать экологическое воспитание на уровне с занятиями более точными науками. Ведь, прежде всего экологическое занятие – это не урок, а способ привить любовь к природе. Нельзя допустить, чтобы знания, полученные на таких занятиях, оставались невостребованными. Именно поэтому необходимо выводить на передний план воспитание гуманитарного отношения детей к природе.

В основе экологических занятий должны лежать не знания из учебников, а эмоции, положительные эмоции, которые ребенок переживает, когда знакомится с прекрасным миром природы. Программа воспитания детей в детском саду ставит задачу развивать в детях именно знания о природе, но никак не любовь к ней. И здесь необходимо понимать, что важно воспитать в ребенке положительные качество, привить ему любовь и интерес к природе, а не просто дать механические знания, которыми он так и не воспользуется в своей жизни. Здесь можно сделать однозначный вывод, что нравственное развитие ребенка и экологическое воспитание должны проходить одновременно.

Ребенку должны прививаться такие качества: настойчивости, прилежания, старательности, ответственности, стремления достигать качественного результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам. Природа должна не только давать человеку наслаждение, не только радовать своей красотой, а и воспитывать в нем некие качества. Прежде чем пытаться научить ребенка любить природу. Мы должны показать им как это выглядит на собственном примере. Ведь от кого как не от взрослых ребенок может узнать обо всем богатстве и красоте мира природы.

Экологические занятияНеобходимость экологического воспитания дошкольников

Экологическое воспитание вписывается не только в рамки нравственного воспитания, а и патриотического. Ведь чем больше ребенок привязан к природе родных мест, чем больше он их любит, тем больше у него любви к своей Родине.  Природа – это источник вдохновения, во все века она вдохновляла людей на создание поэм и прозы, картин и скульптур, именно благодаря природе и ее несравненной красоте мы научились видеть прекрасное в простых вещах. Именно природа давала все великим людям вдохновения, для того чтобы сделать, то что они делали. Уже хотябы поэтому стоит научить детей с таким же трепетом относится к природе.

Воспитывая в детях любовь к окружающему миру, мы воспитываем в них нечто большее – человечность, сострадание и много других очень важных качеств, которые и делают человека тем, кто он есть.

Сущность экологического воспитания в детском саду

Сущность экологического образования дошкольников состоит в том, чтобы научить и любить природу и понимать, что именно природе мы обязаны своим появлением, что природа – это начало всего. Дети должны чувствовать связь человека и природы.

Только такие меры и такой подход к экологическому воспитанию дает возможность развивать в детях нравственно-ценностное отношение к природе и людям, чувство личной ответственности за состояние окружающего мира, практическое участие в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой. Экологическое образование помогает расширить кругозор детей, дает фундамент для полноценного всестороннего развития. Также уроки экологического воспитания помогают интеллектуальному развитию детей. Ведь в процессе познания окружающего мира дети получают большое количество новой информации, учатся мыслить и устанавливать логическую связь.

Основная цель экологических занятий в детском саду – это развитие ребенка в интеллектуальном и асоциальном плане с помощью приемов экологического воспитания.

Работа на экологическим воспитанием дошкольников дает свои плоды, а именно решает некоторые проблемы:

  • Проблему развития нравственных качеств  детей, формирования поведенческих реакций на природе и в обществе.
  • Вопрос развития эмоций ребёнка, формирование эстетических вкусов.
  • Проблему развития творческих способностей у детей, формирование вкусов и нравов.

Для того чтобы реализовать идею экологического воспитания дошкольников необходимо следующее:

  •  Создать условия для экологического воспитания – обеспечить детей необходимым оборудованием, также может понадобиться специальное программное обеспечение и другие материалы.
  • Обновление и совершенствование методов экологического воспитания в зависимости от региона проживания и используемого оборудования.
  •  Обеспечение контакта детей с природой, разнообразные акции по сохранению природы.
  •  Вовлечение в экологическое воспитание родителей.
  • Установление связи и налаживание контакта с другими организациями (школа), которые могут помочь и продолжить нравственное воспитание детей.

Для того чтобы правильно организовать экологическое воспитание дошкольников необходимо придерживать определённой методики. Кроме методики необходимо соблюдать следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность.

Экологические занятияНачало экологического воспитания или первые шаги на встречу к природе

 Знакомство с красотой природы, ее разнообразием, представителями животного мира – вот с чего следует начинать экологическое воспитание.

Для того чтобы работа по экологическому воспитанию детей была успешной необходимо интегрировать процесс экологического воспитания в другие отрасли жизни ребёнка. Если это детский сад, то необходимо экологизировать процесс образования полностью, а не просто проводить экологические занятия. Такой метод работы позволяет не просто заинтересовать ребенка и дать ему знания, а и погрузить его в более непринужденную обстановку.

Только таким образом можно достичь действительно ощутимых результатов в процессе экологического воспитания детей. Экологическое воспитание может и должно проводиться вне зависимости от деятельности детей. Примеры, связанные с природой можно проводить на любом занятии, будь то математика или языки. Такой подход позволяет задействовать все возможные ресурсы, что, безусловно, вскоре принесет видимый результат.
Приоритетной задачей для любого педагога должно быть полноценное развитие личности, которая способна любить окружающий мир, относится с пониманием к людям и проблемам природы.

Комплексный подход к экологическому воспитанию дошкольников требует учета региональных особенностей. Ведь намного проще рассказать детям о том, что им уже знаком и о том, что они могут увидеть наглядно. Также такой подход помогает прививать детям любовь не только к природе, а и к своей маленькой родине, что в свою очередь способствует патриотическому воспитанию.

В случае  использованием регионального компонента в экологическом воспитании дошкольников, необходимо ознакомить их со следующим:

  • С ландшафтом и его особенностями в вашем регионе,
  • С особенностями климатических условий, географией;
  • Познакомить детей с разнообразием животного мира и мира растений;
  • Знакомить детей с культурными достижениями жителей региона.

Выбирать тематику для таких занятий придётся самостоятельно, поскольку для каждого региона с конкретными условиями она будет разной, также в этом плане не малую роль играет материальная база детского сада. В основе каждой темы экологического воспитания дошкольников должно быть установление связи между человеком и природой.

Для того чтобы показать детям всю красоту природы необходимы прогулки на свежем воздухе как на территории сада, так и за его приделами. Но опять жен выбирать время для прогулок, их специфику и тематику стоит исходя из возраста детей и особенностей вашего региона.

Нюансы экологического воспитания в детском саду

Не стоит начинать знакомство детей с природой с запретов. Дети должны самостоятельно научится понимать, что делать можно, а что нельзя. Для того чтобы научить детей мыслить в правильно направлении лучше всего использовать положительный пример. Каждый ребенок должен осознать, что он часть чего-то прекрасного, и что он в состоянии что-то изменить уже сейчас. Чем больше будет новых и ярких впечатлений у ребенка, тем лучше. Ведь все эти впечатления кроме общего положительного воспитательного эффекта еще и вдохновляют ребёнка на творчество. Для стимуляции творчества у детей можно начать с ними писать рукописные книги и делать к ним рисунки, к творчеству желательно привлечь ещё и родителей.

Невозможно построить правильную систему экологического воспитания детей только на наблюдении за природой.  Важным аспектов в данном случае будет развитие у детей желания помогать природе, делать что-то для того, что окружающий мир стал уютнее. И в данном случае обойтись без помощи родителей не удастся, ведь дети очень много времени проводят с ними. Поэтому также необходимо пропаганда помощи природе и экологического воспитания детей еще и среди родителей.

[youtube https://www.youtube.com/watch?v=eHYX8wFvNp4&w=560&h=315]