Домой Игрушки для детского сада Занятия музыкой и музыкальные инструменты в детском саду

Занятия музыкой и музыкальные инструменты в детском саду

1023
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Творческие способности ребенка могут активно развиваться только в том, случае, если к развитию прикладываются максимальные усилия. Особенно важно заниматься с ребенком музыкой, ведь кроме творческого развития она помогает еще и развитию интеллектуальному. Именно правильно музыкальное развитие и является одной из первых задач для педагога в детском саду.

Если же в детском саду никто не спешит заниматься музыкальным воспитанием детей, то есть большой риск, что вскоре у них появятся проблемы в развитии. Ведь для воспитания гармонично развитой личности необходимо одинаковое внимание ко всем аспектам воспитания.

Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

— слуховое ощущение, музыкальный слух;

— качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;

— простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Отметим общие тенденции возрастного развития.

Первый год жизни

Большинство авторитетных психологов утверждают, что приучать ребенка к музыке необходимо с момента его рождения. И, конечно, этим должны заниматься родители. Также ученым удалось доказать, что ребенок, начиная с 10 недели жизни, начинает различать звуки и прислушиваться. Так, например, ребенок начинает прислушиваться к звучанию скрипки и это его успокаивает.

В возрасте 5 месяцев ребенок не только начинает реагировать на музыку, а и на ее источник. Также в этом возрасте ребенок начинает различать жанры и эмоциональную окраску музыки, на что тоже реагирует эмоциями. Так, например, веселая музыка вызывает у ребенка оживление, и наоборот. Также ребенок начинает активно реагировать на голос исполнителя. Если взрослый будет петь ребенку, то тот будет подстраиваться по его голос и стараться повторять его. Именно таким образом и происходит музыкальное воспитание с самых ранних лет.

Второй   год   жизни

При   восприятии   музыки   дети   проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску музыкальных инструментов (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает   простейшими   движениями:   хлопает притопывает, кружится под звуки музыки.

Третий и четвертый год жизни

В этом возрасте происходит сразу несколько значимых событий в жизни ребенка. Так, например, именно в этом возрасте он попадает в детский сад, где судьба его музыкальных способностей находится в руках преподавателя. И именно в этом возрасте ребенок начинает проявлять интерес к музыкальным инструментам и различает звуки, которые они издаю. Также формируются индивидуальные особенности, некоторые дети способны воспроизводить простые мелодии.

В этот период дети начинают проявлять активное стремление к музыке, поэтому учить их игре на не сложных музыкальных инструментах будет не только полезно, а и просто. К тому же мышцы к этому моменту уже тоже окрепнут и станут еще более готовы к освоению нового дела.

Пятый год жизни

В этом возрасте ребенок максимально стремится к самостоятельности и пытается изучать все, что его окружает. Его интересует абсолютно все, и музыка в том числе. Теперь он очень хорошо отличает веселую музыку от грустной, а также ее громкость, тембр и другие характеристики. Ребенок осмысленно подходит к выполнению задания и может устанавливать логическую связь между явлениями. Ребенку под силу отличить один музыкальный инструмент от другого. Именно в этом возрасте перед ребенком можно ставить такие задачи, как спеть песню или станцевать.

Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.

В этом возрасте детски мышцы уже достаточно крепкие для того чтобы освоить бег, прыжки, ходьбу. В этом возрасте дети очень часто пытаются быть на кого-то похожими, то можно очень удачно использовать в постановках. И в данном случае можно подключать музыкальные инструменты, даже если игра пока будет постановочной, важно стремление.

Шестой  и седьмой  год жизни

  Именно в этот период начинается активная подготовка к школе. Также в этом возрасте можно заметить и первые успехи ребенка в музыке. Так, например, при должном внимании к развитию музыкальных качеств у детей, в этом возрасте они отлично ориентируются в музыкальных произведениях  и могут с легкостью охарактеризовать одно из ранее изученных.

Именно в этом возрасте ребенок все еще воспринимает музыкальный образ целостно, что очень хорошо для развития музыкального вкуса и творчества. Однако не значит ли это, что с начало аналитической деятельности все станет не так хорошо? Исследования, проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

Также в этом возрасте активно развивается речевой аппарат и голосовые связки ребенка. Его голос стает более звонким, выразительным, и теперь ребенок может исполнять песни как в одиночку, так и в группе. Именно в этом возрасте активно начинают проявляться музыкальные способности, особенно вокальные данные.

Виды музыкальной деятельности и детские музыкальные инструменты

На сегодняшний день одним из наиболее эффективных методов музыкального образования детей считается слушанье-восприятие. То есть педагог представляет вниманию детей музыкальные произведения и всячески пытается объяснить им суть музыкального образа. Затем с детьми проводится методическая работа в этом направлении. Хорошим помощником в данном вопросе могут стать музыкальные инструменты для детского сада.

Другим   видом   музыкальной деятельности является детское исполнительство.   Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и  искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.

Также одним из очень популярных методов музыкального воспитания является детское музыкальное творчество. Данный вид воспитания предполагает, что дети в детском саду обучаются игре на музыкальных инструментах. То есть целью данной методики является именно проявление детского творчества. Дети могут попытаться сыграть какую-нибудь песню или аккомпанировать другой композиции.

Также популярной сегодня является методика детского музыкального образования. То есть ребенок еще с детского сада начинает изучать основные сведенья о музыке и произведениях, что, несомненно, дает свои результаты в будущем.

 Формы организации музыкальной деятельности групп детских садов

 Теория и практика дошкольной педагогики определяют следующие формы организации музыкальной деятельности: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности.

Музыкальные занятия — это основная и на сегодняшний день наиболее эффективная форма организации детского музыкального развития. Данная методика предполагает постоянно целенаправленное и спланированное проведение занятий в детском саду. В занятиях участвует сразу вся группа. В группе дети учатся петь, плясать и отстаивают первые пускай и детские музыкальные инструменты. Сегодня эта методика не имеет равных, и признана наиболее эффективной.

Музыкальные способности каждого ребенка из группы формируются на основе группового подхода. То есть ребенок воспринимает все удачи и неудачи коллектива, в котором он обучается, как свои собственные. Также педагог должен искать индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы контролировать его развитие и направлять его.

Для того чтобы методика показала свою эффективность в действии, необходимо следовать нескольким правилам. Во-первых, необходимо обеспечить, чтобы все занятия проходили согласно плану. То есть еще перед занятием педагог должен взять на вооружение какую-либо методику и следовать ей до окончания занятий. Во-вторых, необходимо постоянно соблюдать связь между занятиями. Это больше будет заинтересовывать детей, и мотивировать их. Заниматься музыкой в детском саду можно для участия в различных мероприятиях.

Виды творческой деятельности в детском саду

 Виды деятельности на занятиях могут быть разными: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку. Это создает известные трудности для педагога, так как он должен, умело переключая внимание ребят, настраивать их на иное переживание в связи с меняющимся характером музыки. Вместе с тем сочетание заданий различной эмоциональной и физической нагрузки одновременно помогает руководителю динамично и разнообразно вести обучение.

Организация групповых музыкальных занятий в детском саду предполагает и индивидуальные занятия с детьми. Однако индивидуальный подход стоит применять лишь в отдельных случаях. Например, если ребёнок пропустил занятия и во время следующего он теряется и не понимает, что и как делать. Именно в этом случае можно буквально 5 – 0 минут позаниматься с ребёнком индивидуально после общего занятия. На индивидуальном занятии ребенку стоит быстро пояснить то, то он пропустил. Буквально несколько таких занятий позволят ребёнку полностью освоить материал и приступить к активной деятельности в коллективе.

 Также возможны занятия не со всей группой, а с группой детей в ограниченном числе. Это в большей степени необходимо для того, чтобы объяснить отстающим детям материал. Также такая практика применяется при обучении игры на музыкальном инструменте. Или же такой подход можно практиковать, если вам необходимо с отдельной группкой изучить музыкальное произведение для праздника. Однако стоит помнить, что такие занятия не следует проводить слишком часто.

музыкальные инструменты в детском садуЗадачи музыкального воспитания

При сопоставлении всех задач музыкального воспитания, можно отметить следующее:

— в работе с детьми разных возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, и этим создается преемственность в музыкальном воспитании и развитии дошкольников;

— сфера основных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) можно расширить за счет разных творческих видов деятельности, это может быть и пение, и танцы, и обучение игре на музыкальных инструментах.

Вообще для получения максимального результата в музыкальном образовании дошкольников необходимо совмещать музыку и обучение, а также игры. Ведь эти части жизни детей неразрывно связаны, и сохраняя связь, мы даем детям возможность развиваться. Так в процессе обучения все равно будут упоминания о музыке и наоборот.

Главная задача педагога – это обучение детей овладению музыкой. То есть педагог применяет различные методики для того, чтобы дать детям музыкальное образование. Эти методики должны совмещать в себе пение, разучивание основных сведений о музыке и обучение игры на музыкальных инструментах. Также педагог должен всевозможно заинтересовывать детей и давать им мотивацию для занятий музыкой. Иногда детей очень мотивирует чужой пример. Так однажды хорошо исполненная песня может связать жизнь ребенка с музыкой навсегда.

Праздники и развлечения как форма организации детского творчества

Для организации детского творчества в приделах детского сада необходимо использовать все возможности. Так, например, развивать музыкальные способности детей на мероприятиях в детском саду. Это будет не только отличной возможностью показать способности детей широкой публике, а и будет приносить детям удовольствие и радость. Ведь подготовка к какому-либо мероприятию – э то не только полено, это еще и интересно и увлекательно для самих детей. Они и не заметят, как полюбят творчество, музыку в том числе.

В создании радостного настроения немаловажную роль играет организация детских выступлений и степень трудности исполняемых песен, танцев, хороводов. Если ребята хорошо усвоили материал и исполнение не затрудняет их, возникает та непринужденность, которая так свойственна дошкольникам. К сожалению, некоторые педагоги стремятся сделать праздничные утренники увлекательным зрелищем для взрослых. Такие утренники часто перегружены исполнением нового материала, еще плохо выученного и порой не соответствующего программным требованиям.

Планирование занятий – это важнейшая деталь в организации музыкальных занятий в детском саду. Например, педагог собирается выучить с детьми новую композицию для праздника. Если композиция совсем не знакома детям, они будут теряться и это вряд ли принесет им удовольствие. Для правильного спланированного изучения необходимо время и этого времени должно быть достаточно. Если все спланировать правильно, то занятия принесут детям лишь радость. Причем при правильном планировании скорость работы у детей тоже растет.

Музыкальное развитие детей и мероприятия в детском саду

Иногда подготовка мероприятий требует от детей излишней концентрации и слишком сильно нагружает их. Это плохо сказывается на желании ребенка изучать музыку, на скорости усвоения нового материала, да и на работоспособности в целом. Поэтому очень важно правильно распределить всю нагрузку и избавить детей от лишних трудностей. И в таком случае следует обратить внимание на мероприятия, в которых дети являются лишь зрителями. Такие мероприятия организовывают, как правило, педагоги совместно с родителями. Это дает детям возможность отдохнуть и повеселится.

Наибольшее количество музыкальных произведений целесообразно включать в концерты, посвященные определенной тематике, например «Музыка и природа», «Сказка и музыка», «Песни детей разных народов», «Танец в музыке», «Народная песня», «Послушаем оркестр», «Музыкальные загадки», или же творчеству какого-либо композитора (П. Чайковского, Д. Кабалевского).

В развлечения детей дошкольного возраста уместно использование яркого художественного оформления. Важно, чтобы даже в случае, если само мероприятие проводят взрослые, дети в нем все равно учувствовали. То есть детей можно привлекать к деятельности в ходе представления. Однако все зависит от внимания детей к постановке. Чем ярче и интереснее представление, тем больше внимания детей оно получит. Дети могут хлопать, топать ногами или ритмично качать руками и делать другие движения по просьбе ведущих. Это будет не только держать внимание детей возле происходящего на сцене, а и позволит им быть участниками процессе.

Таким образом, развлечения являются интересной, воспитывающей формой организации музыкальной деятельности, так как создают непринужденное веселье, радость, вызывают у ребят желание самостоятельно и творчески себя проявить.

музыкальные инструменты в детском садуМузыка в повседневной жизни детского сада

Музыкальное сопровождение в различных видах деятельности детей – это отличная возможность привить им любовь к музыке и искусству в целом. Так, например, музыка будет уместна на утренней гимнастике, во время игры. Для того чтобы организовать подобный вариант учебного процесса необходимо большое мастерство педагога. Ведь здесь очень важно правильно выбрать момент и сконцентрировать внимание детей. Также при таком подходе можно привлекать детей к пению.

Музыка во время утренней гимнастики особенно уместна. Она не нагружает детей, а наоборот позволяет им почувствовать ритм. Специалисты рекомендуют использовать музыкальные инструменты во время такой детальности. Уместны в данном случае будут ударные музыкальные инструменты, поскольку они позволяют не только почувствовать ритм, а и придумать для него движения и при этом укрепить здоровье детей. К тому же такие инструменты не будут для детей слишком сложными в изучении.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей

Начинать самостоятельную музыкальную деятельность необходимо только по желанию ребёнка. Если ребенок хочет расширить диапазон своих умений, то можно вернуться к вопросу самостоятельной музыкальной деятельности. Не стоит исключать вариант, что эта деятельность будет проходить на территории детского сада. Воспитатель может заниматься с ребенком индивидуально. Также индивидуальные занятия необходимы, если ребенок хочет научиться играть на каком-либо музыкально инструменте. В таком случае обойтись без самостоятельных занятий просто не удастся. Также важно обеспечить ребенка правильным музыкальным инструментом. Для детей он должен быть специальным, детским.

Особенно разнообразно могут проявить себя дети в сюжетно-ролевых  играх,  основанных  на   ярких  впечатлениях  после  праздника развлечений, музыкальных занятий, просмотра телепередач и т.п. Сюда относятся игры в «концерт», «музыкальные занятия», «загадки» и др.

Дети могут заниматься самостоятельной музыкальной деятельности и в группе детского сада. Это становится возможным, если в детском саду есть достаточное количество детских музыкальных инструментов. В таком случае дети могут взять любимый музыкальный инструмент и позаниматься с ним в свободное время. Конечно, музицировать дети должны под присмотром педагога, однако совершенно е обязательно, чтобы это происходило на занятиях. Они могут играться с любимыми инструментами во время свободного времени.

музыкальные инструменты в детском садуМузыкальная деятельность в детском саду: итоги

Теория и практика дошкольной педагогики определяют следующие формы организации музыкальной деятельности: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности.

Музыкальные занятия — это основная и на сегодняшний день наиболее эффективная форма организации детского музыкального развития. Данная методика предполагает постоянно целенаправленное и спланированное проведение занятий в детском саду. В занятиях участвует сразу вся группа. В группе дети учатся петь, плясать и отстаивают первые пускай и детские музыкальные инструменты. Сегодня эта методика не имеет равных, и признана наиболее эффективной.

Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста проявляются в совместной деятельности с взрослым и другими детьми. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого опосредованно через весь детский коллектив. При этом используется положительный пример сверстников, помогающий отстающему быстрее преодолеть трудности.

Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Педагог распределяет материал на несколько занятий, организуя каждое из них так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса. Важно также заинтересовать детей последующими занятиями, рассказать, какие они выучат песни, как подготовятся к празднику и т. п. Любое занятие должно быть связано с предыдущими и последующими.

Для того чтобы работа по развитию музыкальных способностей показала свою эффективность в действии, необходимо следовать нескольким правилам. Во-первых, необходимо обеспечить, чтобы все занятия проходили согласно плану. То есть еще перед занятием педагог должен взять на вооружение какую-либо методику и следовать ей до окончания занятий. Во-вторых, необходимо постоянно соблюдать связь между занятиями. Это больше будет заинтересовывать детей и мотивировать их. Заниматься музыкой в детском саду можно для участия в различных мероприятиях.

Что следует знать?

И помните, что творческие способности ребенка могут активно развиваться только в том, случае, если к развитию прикладываются максимальные усилия. Особенно важно заниматься с ребенком музыкой, ведь кроме творческого развития она помогает еще и развитию интеллектуальному. Именно правильно музыкальное развитие и является одной из первых задач для педагога в детском саду. И начинать это развитие стоит также с детского сада, а то и раньше.

Не спешите отказываться от занятий музыкой, ведь если никто не спешит заниматься музыкальным воспитанием детей, то есть большой риск, что вскоре у них появятся проблемы в общем развитии. Ведь для воспитания гармонично развитой личности необходимо одинаковое внимание ко всем аспектам воспитания.